12 мая президент Владимир Путин подписал указ о внесении изменений в утвержденную в 2018 году Концепцию миграционной политики, среди которых был пункт о необходимости «противодействия формированию этнических (полиэтнических) анклавов».
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) начал сбор предложений россиян. Совет и правоохранительные органы уже рассматривают некоторые меры для противодействия формированию этнических «гетто». Среди них — ужесточение миграционного законодательства, борьба с «резиновыми квартирами», возврат к «советским нормам прописки» и введение квот на рабочие патенты.
Член СПЧ Кирилл Кабанов заявил, что анклавы неизбежно приводят к конфликту и росту преступности.
«Наша национальная стабильность была достигнута большим трудом и кровью. Когда этот культурно-этнический баланс нарушается — а он уже нарушен, — происходят опасные процессы», — пояснил Кабанов.
Руководитель группы исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер уверен, что проблема «этнических анклавов» в России сильно преувеличена — практически речь идет о шести-семи районах на всю почти 150-миллионную страну.
По его словам, исследования показывают, что места компактного проживания мигрантов в России немногочисленны и не несут социальной угрозы, а в свете старения населения и фактического уменьшения рабочей силы стране не обойтись без внешних трудовых ресурсов.
Комментирует Анатолий Несмиян:
Как это обычно и бывает, вместо системного подхода выдается ситуативное решение, которое в лучшем случае ничего не даст. Но скорее всего, только усугубит ситуацию.
Впрочем, при мертвом российском управлении можно особо, конечно, не опасаться — эти бездари все равно все завалят, так что особо без разницы, что предлагается.
В реальности ситуация достаточно понятна. Проблема не в национальном вопросе как таковом. Проблема в том, что Россия перестала представлять из себя «плавильный котел». Этот «котел» возникает при опережающем динамичном развитии системы, в котором «плавится» и развивается и эндемичный социальный ресурс, и поступающий извне экзогенный.
Россия сегодня — это территория стремительной деградации, а потому прибывающие из-за рубежа инокультурные пришельцы не имеют ни стимулов, ни потребности к развитию, а значит — выстраивают привычные для них системы коммуникации, сбиваясь в свои собственные стаи. А вот эти стаи и становятся источником угроз, так как они, в сущности, ориентированы на то, чтобы преобразовать окружающее их пространство под привычные им стандарты. Поэтому они становятся своеобразным «ведьминым студнем» из «Пикника на обочине», превращая в себя все, с чем соприкоснутся.
Проблема решается только системно — через создание национального проекта развития, способного стать «плавильным котлом». Тогда все угрозы превращаются в достоинства, тогда прибывающий извне трудовой ресурс становится не угрозой, а свежей кровью, которая вносит свое разнообразие в проект развития.
Для деградационного тренда создание плавильного котла исключено напрочь. А закрыть границы — это вообще не выход, так как быстро стареющая и вымирающая страна получит дополнительный импульс к старению и вымиранию.
В нашем текущем положении хорошего выхода нет. Вообще, в состоянии катастрофы выхода нет никакого — ни хорошего, ни плохого. Все выходы один хуже другого.
Так что решение — не в борьбе с последствиями, как предлагает СПЧ (кстати, почему СПЧ вечно занимается не своими вопросами? У нас всё так хорошо с правами человека, что Фадеев от нечего делать постоянно фонтанирует какой-то завиральной ахинеей?). Решение — в изменении общего подхода. Но для этого нужно менять власть и элиту, причем всю и под корень. С этими другого проекта не будет никакого.