Почти все программы производства новых гражданских самолетов, которые должны были заменить западный авиапарк, оказались на грани срыва, показало исследование «Холода».
Из восьми перспективных моделей только две пока не сорвали график — Ил-96 и региональный самолет «Ладога». Впрочем, это связано с тем, что к их непосредственному производству российские компании пока не приступили: оно запланировано на 2025 год.
Под угрозой оказались планы выпуска МС-21 и Ил-114-300. Производство первого сдерживается недостатком деталей из российских композитов, которые ранее поставляла компания Umatex — «дочка» «Росатома», оказавшаяся под санкциями.
Слабым местом Ил-114-300 оказался двигатель ТВ7-117СТ. Он так и не прошел летные испытания и даже привел к крушению военно-транспортного самолета Ил-112В.
Первый полет «импортозамещенного» Sukhoi Superjet переносили уже пять раз. Производителям предстоит провести все летные испытания с новым двигателем, пройти сертификацию и получить разрешение на пассажирские перевозки.
Неудачи также преследуют производство Ту-214. Казанский авиазавод страдает от дефицита деталей и избытка военных заказов.
За первую половину 2023 года, по данным Росстата, в РФ было выпущено только 2 гражданских самолета. А оставшиеся в стране западные лайнеры уже в 2025 году могут прекратить полеты, предупредил президента Владимира Путина глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Россия нашла способ закупать запчасти для самолетов через Таджикистан и Киргизию
Несмотря на западные санкции, перекрывшие российским перевозчикам возможность закупать запчасти для их самолетов Airbus и Boeing, с мая 2022 года по июнь 2023 года авиаперевозчикам удалось импортировать оборудование общей стоимостью $1,2 млрд. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные таможенной статистики.
Среди поставляемого оборудования были как жизненно важные компоненты, необходимые для поддержания функционирования самолета, — клапаны кабинного давления, кокпитные дисплеи и шасси, — так и бытовое оборудование: кофеварки, телефоны бортпроводников и сиденья для туалетов.
Запчасти поставляли в Россию через посредников в Таджикистане, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Турции, Китае и Киргизии. Эти страны не вводили санкции против России.
«Сначала был шок, никто не знал, что делать. Через два-три месяца были найдены новые поставщики, а через шесть или девять месяцев появилось довольно много альтернатив, что позволило снизить цены и сроки доставки», — рассказал руководитель отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.