Владимир Путин на встречу с Рэджепом Тайипом Эрдоганом не торопится, а вот Рустам Минниханов поехал. Но не в Анкару, а в Будапешт, на своего рода нейтральную площадку. Удобное место для предварительных переговоров о том, как обхитрить Запад в вопросе о зерновой сделке. Нет, Россия её не возобновляет – придумано нечто более интересное.
На встрече в Будапеште помимо Эрдогана был эмир Катара Тамим бен Хамада Аль Тани. А Минниханов – друг этой страны, который от имени России обсуждает с Катаром различные вопросы, связанные с интеграцией исламского туризма, культуры и халяльных товаров. Кому как не ему сообщить эмиру важную весть, что Москва готова наделить его эксклюзивными правами в распределении своего продовольствия в мусульманских странах Ближнего Востока и Африки?
Дело не в деньгах, по крайней мере, Катар в них точно не нуждается. Этой державе обидно, что все у нее газ с нефтью покупают, а в большую политику не пущают. А так хотелось бы ощущать себя властелинами если не мира, то хотя бы региона! Катар так расстарался ради проведения у себя ЧМ по футболу в прошлом году, что скандалы о той афере не утихают до сих пор. Путин и Эрдоган играют на амбициях эмиров, плюс их денежки лишними в новой сделке не будут.
Турецкий султан очень хочет сохранить репутацию парламентера и посредника мирового уровня, это его любимый конек. Но куда больше он боится, что НАТО заставит Турцию воевать с Россией. Раньше всегда можно было прикрыться зерновой сделкой, поэтому Эрдоган и сейчас делает вид, что работает над её продолжением. А сам готовится принимать российское зерно, молоть из него муку и продавать дальше. Это и загрузка турецких предприятий, и способ обойти санкции – мука-то уже турецкая на рынок попадает, а не российская.
А каков интерес России? Довольно простой – чтобы ничего не менялось в акватории Черного моря, чтобы Турция и далее оставалась партнером, а не превращалась во врага. Чтобы не закрывала проливы для российских кораблей и добровольно помогала обходить западные санкции. И единственный, кто в проигрыше от новой «зерновой сделки» – как раз Запад. Но там вряд ли что-то смогут сделать, по крайней мере, пока реакции не видно. Тем лучше.