Миллиардная помощь из нашего кармана. Кто в России и сколько заплатит за «бесплатное» зерно для голодающей Африки?

17 views

Уже три раза пообещали. Значит, точно дадим! И — сразу говорю, мне не жалко пшеницы для столкнувшейся с продовольственным кризисом Африки. Людям нужно помогать, это наш долг.

Все равно выгодно продать все собранное зерно мы не сможем, а хранить миллионы лишних тонн банально негде. Если зимбабвийские, сомалийские и другие детишки из беднейшей части мира станут сытыми и здоровыми, я буду только рад.

Какие страны получат «бесплатное» зерно от России?

Путин еще в июле назвал 6 государств, в которые мы готовы поставить гуманитарное зерно:

  • Зимбабве
  • Эритрея
  • Буркина-Фасо
  • Мали
  • Центрально-африканская Республика
  • Сомали

Из них свое зерно в малом количестве есть у Эритреи (25 тысяч га под пшеницей), Зимбабве (45 тыс. га), Мали (8 тыс.). Для понимая масштабов: в России, по данным IndexMundi, 27,5 млн га убранной площади; в США — 15 млн га; лидирует Индия с 32 млн га. На карте:

Почему «бесплатное» — в кавычках?

Потому что ничего бесплатного в этом мире не бывает. Любой продукт, в который вложен человеческий труд и капитал, стоит денег.

И тут есть два момента.

Я думал, что зерно дадут агрохолдинги в обмен на налоговые льготы и какие-то другие преференции. Но, увы, ошибся. Пшеница будет закуплена на внутреннем рынке за счет бюджета. То есть — за наш счет. За те налоги, что мы с миру по нитке оплачивали в казну со своих доходов и покупок. Каждый российский налогоплательщик может гордо называть себя спасителем африканских детей.

Второй повод поставить слово «бесплатное» в кавычки — отсутствие уверенности в том, что конечные потребители получат пшеницу либо продукцию из нее на безвозмездной основе. Нет, я уверен, что наши аграрии его отгрузят. Как уверен и в том, что в африканские порты оно придет.

Но дальнейшая судьба подаренного зерна не так однозначна. Меня вовсе не удивит, если элиты названных стран будут им торговать, наживаясь на собственных гражданах. В Африке такое сплошь и рядом, писал об этом ранее. Одна из причин продовольственного кризиса — почвы, пригодные для выращивания зерна, заняты более выгодными товарными культурами, которые легко продать. Жадность и алчность перевешивают заботу о сытости населения.

А теперь посчитаем деньги

Заявленное максимальное количество зерна для гуманитарных поставок — 300 тысяч тонн в сумме на все страны. Кажется, что ого-го как много! Но на фоне нашего урожая эта цифры балансирует на уровне статистической погрешности. В прошлом году российские аграрии собрали 157,6 млн зерна и зернобобовых культур. Из них пшеницы — 104,237 млн тонн. То есть 300 тысяч тонн для Африки — это 0,2% от суммарного урожая.

Пшеница у нас нынче дорогая. После выхода России из зерновой сделки мировые цены подскочили, но довольно быстро снизились. А у нас совсем другой тренд. По данным «Совэкона» на 16 августа:

  • Пшеница 4 класса — 13425 рублей за тонну (+24% к концу июня).
  • Пшеница 3 класса — 13975 рублей за тонну (+5%).

Предположим, что в Африку пойдет пшеница 4 класса. 13425*300000=4027500000 рублей.

4,03 млрд рублей! Из наших налогов.

Очень хочу, чтобы судьбу каждой партии российского зерна проследили. Потому что одно дело — помогать голодающим детям. Я уверен, что каждый готов поделиться. И совсем другое дело — спонсировать африканских олигархов. Для этого мы, россияне, недостаточно богаты, своих бы прокормить…