Писал инструкцию для Африки, а получилась для России. Мы, конечно, стоим в мировой экономической иерархии на пару ступенек выше, чем большинство африканских стран. Но проблематика до боли похожа, кроме пункта о рождаемости.
Итак, что нужно делать Африке, чтобы из бедной и голодной стать сытой и богатой? 7 простых шагов, за 10 лет можно управиться.
1. Ограничить рождаемость
Когда ресурсы водятся в ограниченном количестве, а число потребителей растет чуть ли не в геометрической прогрессии, это жесткий, но неизбежный шаг.
Несколько примеров, статистика Всемирного Банка, прирост за 25 лет:
- Нигерия — 102,18 млн человек (было 116,32 млн в 1998 году, стало 218,5 млн в 2022 году).
- Эфиопия — 60,24 млн (от 63,14 к 123,38 млн)
- Кения — 21, 46 млн (было 29,14, стало 50,6 млн)
- Конго — 50,16 млн (от 44,85 млн к 95,01 млн)
- Уганда — 24,96 млн (было 22,29 млн, стало 47,25 млн)
Нормально? В какую страну ни ткни на карте, я наобум выбирал, везде так! За полтора поколения численность населения удваивается. Опыт Китая в помощь.
2. Свести к минимуму неравенство
Это прописная истина: неравное распределение доходов и ограниченный доступ к ресурсам и возможностям препятствуют общему экономическому развитию. Когда разрыв в уровне благосостояния между богатыми и бедными чрезмерно высок, а средний класс практически отсутствует, нормальное экономическое развитие невозможно. Просто не будет достаточно кадров для промышленного роста, достаточно интеллектуального капитала для развития сферы услуг и инновационных секторов.
3. Победить коррупцию
Безудержная коррупция как в государственном, так и в частном секторах является основным препятствием для экономического роста в Африке. Это подрывает общественное доверие, препятствует инвестициям, отвлекает средства от основных услуг и сводит на нет все усилия в области не только экономического, но и социального развития.
4. Стабилизировать инфраструктуру
Где местность оживает? Там, где выстроены адекватные транспортные, энергетические и коммуникационные сети. Нет дорог — нет инвестиций. Нет связи — нет прогресса. Нет энергетики — нет жизни. Плохая инфраструктура влияет на торговлю, ограничивает доступ к рынкам и препятствует инвестициям. Провоцирует отток населения в местности с более комфортными условиями.
Если вы сейчас вспоминаете африканцев на песчаном бездорожье — зря. Подумайте о российской глубинке.
5. Принести в экономику деньги
Отсутствие доступа к нормальному финансированию способно загубить самые перспективные территории. Ограниченный доступ к кредитам, особенно для малых и средних предприятий (МСП), сдерживает экономический рост в Африке (и в РФ). Высокие процентные ставки, непомерные требования к обеспечению займов и отсутствие первоначального капитала препятствуют развитию бизнеса и созданию рабочих мест.
Из наиболее густо заселенных стран Африки более-менее низкая ключевая ставка только в Танзании — 5%. Те же страны, что приводил выше цифры по приросту населения:
- Нигерия — 18,75%
- Эфиопия — 7%
- Кения — 10,5%
- Конго — 25%
- Уганда — 9,5%
С такими ставками может активно развиваться только госсектор (если в бюджете есть деньги), компании с внешним финансированием и всяческая нелегальшина. Нормальный бизнес — заводы и фабрики обрабатывающей экономики высокого передела, аграрии, предприятия сферы услуг — нуждаются в более доступных деньгах.
6. А как же нефть? Инвестировать, нельзя проесть
В отдельных странах Африки ее много! Как и других полезных ископаемых — золота, востребованных металлов… Зависимость от сырьевых товаров принято осуждать, потому что она подвергает экономику воздействию колебаний цен, снижает диверсификацию и повышает уязвимость к внешним потрясениям.
Но при недостатке других источников роста продажа сырья может дать стартовый капитал для развития всех остальных секторов. Вопрос лишь в том, куда направить средства — на латание бюджетных дыр, раздачу населению ради лояльности или инвестиции в экономику завтрашнего дня.
7. Изменить подход к управлению государством
Мудрые евреи не зря говорят — лестницу нужно мести сверху. Пока подбор высокопоставленных кадров идет по принципам личной преданности, а не профпригодности, не сработает даже самый толковый антикризисный план. Но и в африканских странах, и у нас почему-то превалирующим фактором при трудоустройстве на любую руководящую должность до сих пор остается преданность вышестоящему лицу.
Вот с чем надо Африке помогать. Не рыбу, то бишь зерно людям давать, а помочь им сделать удочки, чтобы они всегда могли сами себя прокормить.