От страны-бензоколонки к стране-помойке? Россия предложила Китаю захоронить в Сибири гигатонны углекислого газа

10 views

Россия готова на своей территории помочь странам Азии захоронить на коммерческой основе несколько гигатонн углекислого газа. Потенциальный объем таких хранилищ СО2 составит не менее 4,6 гигатонны. Об этом заявил глава Госкомиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров.

«Это огромный объем, который может позволить нам утилизировать не только собственные выбросы СО2, но и помогать нашим странам-партнерам, использовать наши ресурсы в коммерческих целях, в том числе для наших азиатских партнеров», — заявил Шпуров.

Шпуров призвал не называть углекислый газ отходами.

«Мы обращались к недропользователям не говорить „утилизация“ и „захоронение“, так как это отбрасывает нас на 2-3 года назад и переводит нашу работу в плоскость отходов, чего мы в последние годы старались избежать. Мы говорим о системе хранения климатических газов», — пояснил глава ГКЗ.

Комментирует Анатолий Несмиян:

Предложение «хоронить» китайский углекислый газ в России за деньги — очень характерное предложение для страны, в которой утрачен технологический и научный потенциал.

В свое время (кстати, уже в молодой независимой России) были достаточно серьезные исследования (если не ошибаюсь, то в Томском политехническом университете), которые показали, что существует возможность инжектировать углекислый газ в пласты метангидратных месторождений, где при определенных условиях будет происходить замещение метана углекислым газом.

На выходе процесса можно будет получать метан, при этом углекислый газ будет достаточно надежно консервироваться в виде клатратного соединения с водой. Были построены математические модели нагнетания диоксида углерода в газогидратные пласты, построены температурные графики, показывающие условия, при которых в процессе нагнетания угекислого газа в зависимости от давления меняется температура пласта выше значения равновесной температуры диссоциации метангидрата, что и приводит к высвобождению метана из соединения с водой.

Процесс не самый простой, но технически реализуемый. А с учетом того, что половина метана на планете находится в виде газогидратов на прибрежном шельфе, причем практически по всему периметру береговой линии Мирового океана, то страна, сумевшая создать и внедрить подобную технологию, смогла бы буквально озолотиться, предлагая ее всем желающим.

Однако исследования тихо зачахли, так как к тому времени был провозглашен курс на строительство мировой энергетической сверхдержавы, который предусматривал только одно: гнать газ по трубе. Уже шла газовая война за европейский газовый рынок, в которой чаша весов постепенно склонялась в сторону поражения Газпрома, так что все остальные задачи были признаны несущественными, да и понять суть подобных предложений для руководства страны и газовой отрасли было выше их интеллектуальных способностей.

Будь у России подобная технология, доведенная до промышленной стадии, предложение зарабатывать на захоронении чужого углекислого газа, получая при этом свой собственный метан, могло бы сулить двойную выгоду, развивая отечественную газовую отрасль и открывая новый рынок газовых технологий. А как известно, тот, кто приходит на рынок первым, тот снимает всю сверхприбыль и главное — создает и устанавливает стандарты нового рынка.

Но ничего этого нет, все осталось на уровне научных изысканий, а потому предложение гнать в Россию углекислый газ и хоронить его, тратя, между прочим, колоссальную энергию, которая будет съедать практически весь доход от этой операции — это как раз превращение страны в помойку. Но будь в России подобные технологии, углекислый газ превращался бы в сырье, с помощью которого наши газовики получали бы новые триллионы кубометров газа. И это при том, что за этот углекислый газ нам бы еще платили.

Однако увы — более, чем на роль помойки Россия с ее утраченными научными и технологическими компетенциями, претендовать уже не в состоянии.