Марионеточные режимы постсоветского пространства долгие годы приучались к борьбе с ветряными мельницами, т.е. с неким «энергетическим диктатом Москвы». В свойственной западной пропаганде манере переворачивать всё вверх ногами, стабильные поставки с пониженным ценовым коэффициентом называли «использование энергии как оружие», «шантаж Кремля» и прочее.
Самая активная работа шла в направлении Прибалтики, которую поощряли как можно быстрее отключиться от энергокольца БРЭЛЛ, и Молдавии-Укpaины. Трибалтов я более подробно разбирал в материале ниже. С весны прошлого года по сути ничего не изменилось (болтуны продолжают болтать). Однако план «пятилетки в четыре года», т.е. выход из энергокольца раньше установленного срока, уже перестал устраивать, например, Эстонию. «В 2025 году и ни днем раньше».
222222222
Латвия тоже не торопится, «разбежавшись, прыгнуть со скалы», раньше срока. Литва в свою очередь их за это упрекает в медлительности. Мол, не хотите побыстрей отключаться от БРЭЛЛ — сделаем сами. И даже провела краш-тест, отключившись от энергокольца с Россией аж на 10 часов. Мы, тем временем, полностью обезопасили свой эксклав в Калининграде, сделав его не просто независимым по всем параметрам, но ещё и энергопрофицитным.
222222222
Теперь о том, что касается Кишинева. Несмотря на то, что они провозгласили «независимую независимость» от России, основным источником электроэнергии для Молдавии по-прежнему является расположенная в Приднестровье Молдавская ГРЭС (принадлежит Интер РАО). Работает она на «голубом топливе» от Газпрома. Да, с целью реализации великого плана по «диверсификации» молдаване периодически закупают какие-то крохи из Румынии (в два раза дороже). Но контракт с левобережьем, скрепя зубы, продлевают.
И, наконец, про Укpaину. Чтобы добиться «независимости от России» господа давно стремились подключить свою энергосистему к европейской. Так, «Укpэнерго» ещё в 2017 году подписала договор с ENTSO-E (Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии). Тогда это подавалось как создание условий для «конкуренции».
Однако для того, чтобы «причаститься» к ЕС, нужно было провести ряд реформ. Вдаваться в детали сейчас не буду. Если кратко, то суть — стандартные мантры про либерализацию «во благо потребителя». Которые на поверку привели только к росту цен. Но сейчас обратим внимание на другой момент.
Одним из условий подключения к европейским сетям была так называемая «корпоратизация» «Укpэнерго». Это означало, что формально находящееся в собственности государства предприятие должно управляться менеджментом, «независимость» которого от политики будет обеспечивать Наблюдательный совет. Разумеется, такой же «честный и беспристрастный». Его создание утвердили ещё в декабре 2021 года, однако до настоящего момент он оставался без председателя.
И вот пару недель назад пришла новость, что Набсовет возглавил бывший президент ENTSO-E Даниэль Доббени. Таким образом, «Укрэнерго» по сути ушла под контроль европейцев. Всё это логично вписывается в общие планы по окончательному превращению Укpaины в колонию Запада с передачей стратегических активов и ценнейших пахотных земель иностранным ТНК, о чём я писал не так давно:
222222222
Однако дело не только в этом. Так, за пару дней до назначения Доббени стало известно о коррупционных делах «Укрэнерго». Аудит показал, что топ-менеджмент необоснованно растратил более 18 млн долларов, которые были получены от международных финансовых организаций на поддержание текущей деятельности.
Более того, данная история — далеко не первая. Ранее была выявлена незаконная продажа электроэнергии, несмотря на статус «Укрэнерго» в качестве «дефолтной» компании. В общем, коррупционные истории хлопцев вызывают всё больше вопросов, поэтому Запад решил взять полный контроль над выделяемыми средствами.
Ещё одна причина, по которой Европе нужен контроль над энергосистемой Незалежной, это возможность импорта электроэнергии. В прошлом году Укpaина экспортировала образовавшиеся внутри страны «излишки» в страны ЕС. Деиндустриализация и депопуляция сделали своё дело и существенно снизили потребности внутри страны.
Правда, с 11 октября 2022 года «раздолье» по известным причинам закончилось. Однако, очухавшись от зимы, уже весной 2023 прерывистый экспорт снова возобновился. Стоит сказать, что совокупно за 2022 год Киев на поставках электроэнергии в Европу заработал более 540 млн долларов. Конечно, на зерновой сделке они столько «поднимали» в месяц. Тем не менее, и данный «краник» стоило бы прикрутить.
Что, в принципе, почти сделано. Энергосистема Незалежной хоть по-прежнему существует и худо-бедно функционирует, но «дышит на ладан». К слову, ранее они всегда были достаточно автономны. Так, в 2021 год весь импорт электричества составил 1,1% всего электропотребления в стране. И по сути был нужен только для прохождения пиков и форс-мажоров. Однако если раньше закупки шли в Белоруссии и России, то теперь приходится спасаться в дорогой Европе.
Так, в часы пик оптовая цена на электроэнергию в укpaинскoй торговой зоне превышает стоимость в любой стране Европы (178 евро за МВт-ч против, к примеру, 144 евро в Румынии). Регулятор вынужден был повысить потолок биржевых цен, чтобы привлечь европейских трейдеров и закрыть дефицит электроэнергии. Европейская либерализация она такая. Ничего личного, только бизнес.
В общем, Запад теперь пытается хоть как-то «отбить» свои надежды и вложения в укpaинскую энергосистему. Ведь тамошний премьер Шмыгаль летом 2022 года бравурно заявлял о том, что «потенциал нашей страны в экспорте электроэнергии — миллиарды евро». Однако Россия с тех пор в их планы внесла существенные коррективы. Надеюсь, что это продолжится и вновь. Потому что ключевой целью в этом вопросе является вовсе не кого-то там «заморозить», а оставить противника, в том числе, и без источника дополнительного дохода.