Россия все активнее скрывает свои операции по экспорту нефти и нефтепродуктов, чтобы не позволять западным странам отслеживать исполнение санкций.
Во II квартале не менее 47 млн баррелей было перегружено в море с борта на борт танкерами, которые отключали транспондеры, позволяющие определить местоположение судна. Об этом свидетельствует анализ, проведенный S&P Global.
Это немного по сравнению с общим объемом морского экспорта (в апреле-июне Россия вывозила от 7,3 до 8,3 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, по данным Международного энергетического агентства), но в три с лишним раза превышает показатель I квартала – 15 млн баррелей.
А год назад, во II квартале 2022 г., втихую было перегружено вообще лишь несколько миллионов баррелей.
В практике морской перевалки нет ничего необычного: небольшие танкеры могут перевозить нефть из порта, перегружая ее на супертанкер, который затем отправится в дальнее путешествие. Бывает, что это делается и с отключенными транспондерами, хотя подобные операции характерны в основном для подсанкционных поставок.
Но все равно активность Россия здесь особенно заметна (точнее, скрыта): во II квартале на российскую нефть пришлась половина мировых объемов тайной перевалки, следует из данных S&P.
Греческие магнаты заработали состояние на танкерах для теневого флота России
Греция не только является крупнейшим перевозчиком российской нефти, но и втридорога продает старые танкеры под ее поставки. Многочисленные мелкие фирмы, через которые России после начала СВО пришлось формировать свой теневой флот, породили высокий спрос на морской металлолом.
По данным Робина Брукса, главного экономиста Института международных финансов, доля греческих танкеров в морском экспорте российской нефти выросла до 50% с 33% перед началом СВО. Но «многие греческие судовладельцы решили, что могут заработать еще больше на продаже судов», отмечает в статье «Греция сорвала куш, продавая корабли России» для Foreign Policy Элизабет Броу, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства.
За 12 месяцев по февраль 2023 г. греческие компании продали в общей сложности 125 танкеров, сообщало отраслевое издание TradeWinds. За первое полугодие 2023 г. они реализовали 97 танкеров (25% мировых продаж) средним возрастом 17 лет, писала Hellenic Shipping News.
Когда западные страны стали обсуждать и вводить санкции против российской нефти от запрета на импорт до установления потолка цены, Россия начала формировать теневой флот – в основном из старых танкеров, которые в противном случае их владельцы скоро отправили бы на металлолом.
По материалам МТ