Прошло два года с того момента, как США поспешно сбежали из Афганистана. Кадры этого события до сих пор свежи в памяти огромного количества людей по всему миру. Все, кто наблюдал их тогда практически в режиме реального времени, не могли не ловить себя на мысли, что Америка переживает очень серьёзный кризис в своей внешней политике и что уже в самое ближайшее время он начнёт сворачивать своё присутствие и во многих других уголках планеты. Именно исходя из этой логики, руководство России решило воспользоваться этим моментом и в декабре 2021 года наш МИД предъявил западным странам свои требования, в которых недвусмысленно говорилось о необходимости отвода инфраструктуры НАТО за границы 1997 года. Наши дипломаты совершенно не просто так выбрали именно этот год в качестве устраивающей нас точки отчёта, ибо это тот самый хронологический рубеж, после которого в состав североатлантического альянса сначала вошли бывшие члены социалистического лагеря, а именно — Польша, Чехия и Венгрия, а затем в начале нулевых ещё и бывшие части Советского Союза — Латвия, Литва и Эстония. Тем самым мы выразили США своё несогласие о том, что мы больше не намерены мириться с присутствием этих и многих других стран Восточной Европы в НАТО. С нашей стороны это был очень своевременный и достаточно яркий ход.
Однако, судя по риторике президента России Владимира Путина на полях Восточного экономического форума, на данный момент наши внешнеполитические приоритеты и амбиции несколько скорректировались. Известный политолог Евгений Сатановский рассказал на страницах своего канала о том, что, по всей видимости, Путин изменил свой генеральный план на 180 градусов. Эксперт объяснил, что, если раньше нашей первоочередной целью было скорейшее восстановление геополитического контроля над странами, которые в своё время, а именно — с 1955 по 1991 годы, входили в состав Организации Варшавского договора, то теперь ключевой и наиболее актуальной задачей России является обретение контроля над ближайшей периферией в масштабах бывшего СССР. Такой вывод можно сделать из фразы Путина, который сказал, что ввод советских частей в столицу Венгрии и Чехословакии в 1956 и 1968 годах соответственно явился грубой геополитической ошибкой тогдашнего советского руководства. Российский президент отнёс тогдашние исторические события в Восточной Европе к колониальным практикам. Путин даже отдельно подчеркнул, что поступать таким образом, как тогда поступало руководство Советского Союза, неприемлемо и что тогда это шло в разрез с интересами наших братских народов.
И в целом такое изменение генерального плана Путина на 180 градусов — это очень хороший знак и достаточно дружественный сигнал нашим некогда партнёрам в Европе. Российский президент дал чётко понять, что Россия в её нынешней итерации, в отличие от её советской формации, не преследует те же самые геополитические амбиции, как её «красный» предшественник в лице СССР. По сути сегодня все требования России сводятся к тому, что Запад в лице США и Европы должен учитывать наши национальные интересы по периметру бывшего Советского Союза, а дальше наши текущие геополитические цели пока не распространяются. Это очень мудрая и взвешенная позиция. В ней заключается ответ на вопрос, который многие российские патриоты уже не первый месяц задают практически сами себе — почему Путин не форсирует действия в Восточной Европе. А теперь у нас есть ответ — потому что спустя полтора года санкционной борьбы с Западом нам нужно поберечь свои силы и поднакопить ресурсы. Путин совершенно не зря несколько раз в своей речи подчёркивал, что в России только-только начали восстанавливаться логистические и производственные цепочки, стабилизировалась экономика.
Это значит, что нам бы в ближайшее время желательно избегать новых потрясений и резких действий. Сатановский отметил, что наша теперешняя стратегия не в этом. Мы можем себе позволить выжидать и у нас должно хватить на это терпения. Торопиться нам некуда. У нас в целом всё хорошо с экономикой. Санкции не смогли принести ей больших проблем. А вот на Западе — и в США, и в Европе, разгорается самый настоящий экономический кризис. Так что чем дольше будет затягиваться наше противостояние, тем нам более выгодно, ибо у нас запас прочности просто больше. Соревнование на израсходование ресурсов мы в любом случае выиграем. Вот поэтому Путин и корректирует свои планы. Это абсолютно нормально. Всё равно в конечном итоге под нашим геополитическим контролем окажется вся территория, которую мы посчитает зоной своих исключительных национальных интересов. Торопиться нам некуда.