Не знаю, почему мы не помогли Армении в ее желании отстоять Нагорный Карабах. Если только — из-за Пашиняна, который с самого начала, сев в кресло Премьер-министра, уставился в сторону Запада. Но где этот Пашинян и где армянский народ?
Ведь желание армян по Нагорному Караабаху оно почти ни на грамм не отличается от нашего желания по Донбассу. Мы ведь наше желание считаем справедливым, правда?
После распада СССР русский Донбасс каким-то чудом очутился в суверенной Украине, куда советское руководство его когда-то запихнуло. А армянский Нагорный Карабах еще в 1923-м году та же советская власть по каким-то ей известным причинам «пристроила» в Азербайджан.
А теперь — почему Нагорный Карабах я назвал армянским. Это — ключевой момент. Далее — история, без которой — никуда, и которая все объясняет.
До XX века.
Хотя в ряде исторических статей и книг утверждается, что автохтонным населением Карабаха были армяне, это не совсем так. Изначально его населяли племена неиндоевропейского происхождения, а вопрос, когда началась арменизация региона – дискуссионный, хотя большинство исследователей соглашается, что процесс завершился в конце IV в. н.э.. Иными словами, армяне здесь живут уже 1600 лет.
После этого вплоть до XII в. в этническом составе населения Арцаха (так Нагорный Карабах называют армяне) не было существенных изменений, пока на территорию региона не стали проникать кочевые тюркоязычные племена. В результате продолжающихся с конца XVIII до начала XIX вв. войн русских с персами Карабах 6 раз оказывался на военном положении, и население почти не росло.
К тому же после убийства Надир-шаха, правителя Иранского государства, от него отделяется ряд субъектов. На территории Арцаха было образовано Карабахское ханство, а политика хана привела к массовому оттоку армян. В итоге в так называемом Равнинном Карабахе в основном проживали разные тюркские племена (кебирли, отуз-ики и другие), а в нагорной части – армяне. Возвращение армян на родную землю происходит лишь после присоединения Карабаха к Российской империи.
После XX века.
К началу XX в. подавляющее большинство населения Нагорного Карабаха составляли армяне. Этому не помешало даже увеличение мусульманского населения региона, погромы армян и их миграции в крупные города. По переписи 1926-го года, проводившейся на территории образованной советским руководством Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) — уже в составе Азербайджанской республики, армяне составили почти 90% жителей (111,7 тысяч человек из 125,3 тысяч всего населения; для сравнения – азербайджанцев насчитали всего 12,6 тысяч), а к 1939-му году, когда проводилась очередная перепись, их число достигло почти 133 тысяч (азербайджанцев было 14 тысяч).
Однако в 40-50-х годах численность армянского населения в Нагорном Карабахе неуклонно катится вниз, и к 1959-му году она уменьшилась на 22 тысячи. В то же время процент азербайджанцев увеличился на 27.7%.
С одной стороны, это было связано с Великой Отечественной войной и всеобщей мобилизацией. При этом лишь 3% мобилизованных карабахцев составляли азербайджанцы.
С другой, политика азербайджанских властей региона привела к миграциям армянского населения. По данным статистики это привело к обезлюдению 47 сел. Вместо них правительство области создавало деревни, населённые почти исключительно азербайджанцами.
К 1979-му году естественный прирост вновь привёл к увеличению армянского населения со 110 до 130 тысяч. Тем не менее, миграционные процессы продолжались, а количество азербайджанцев за этот период достигло 37,2 тысяч. Да и, кроме того, Гейдар Алиев, бывший первым секретарём ЦК КПСС АзССР в 1969-1982-м годах и будущий президент Азербайджана, подтверждал, что проводилась сознательная политика для увеличения азербайджанского населения в Карабахе и уменьшения армянского контингента. К примеру, открытие в Степанакерте, по сути, столице Нагорного Карабаха, университета с азербайджанским отделением; открытие фабрик, куда на работы направлялись азербайджанцы и другие меры. Притом такая масштабная миграция была бы невозможна, если бы азербайджанцы не считали эти земли исторически своими, если бы на них не проживали их родственники.
Современность
С 90-х годов XX в. мы наблюдаем обратную тенденцию – поразительное уменьшение количества азербайджанского населения вплоть до почти полного исчезновения. Так, если в 1989-м году по переписи азербайджанцев было 40 688 человек, то есть 21.5% от общего населения Карабаха, то в 2005-м году в Нагорно-Карабахской Республике из них осталось всего 6 (!) человек.
Связано это было с эскалацией Карабахского конфликта на фоне распада Советского Союза. Эта война привела к значительным этническим переменам, поскольку зону боевых действий покинули практически все азербайджанцы и курды; резко уменьшился и так небольшой процент русских в регионе.
На момент последней проведенной переписи в 2015-м году армяне составляют 99.7% населения Нагорного Карабаха (144.683 человек). Процент оставшихся на территории непризнанной республики азербайджанцев неизвестен. *** Ну как вам, имеют право армяне на Нагорный Карабах? А что будет теперь, после того, как Пашинян его сдал — понятно. Даже если 140 тысяч армян останутся в Нагорном Карабахе уже в составе Азербайджана — их оттуда будут выживать. Все преференции и лучшие места — только азербайджанцам. Как было это уже при отце Ильхама Алиева. Армяне станут там людьми второго сорта. А почему они сражались — и проиграли войну за него, я вам скажу. Вот каково было соотношение сил и этих двух стран на момент начала армяно-азербайджанской войны (Армения — Азербайджан):
3 миллиона населения против 10.
45 тысяч личного состава против 126.
110 танков против 576.
748 единиц бронетехники против 1 451.
68 ракетных установок против 162.
5 истребителей против 17.
Наконец, 1,38 миллиардов долларов на оборону против 2,81.
И 9 476 долларов ВВП на душу населения против 17 500.
Был у Армении хоть какой-то шансы на победу? Я думаю, вопрос риторический. За Азербайджаном, кроме того, стояла еще и Турция, а кто стоял — за христианской Арменией?
В раскаладах наших властей, по-видимому, были газовые хабы и газовые конктракты.
И что мы имеем теперь?
Азербайджан в открытую объявляет, что поддерживает территориальную целостность Украины и не признает выборы в регионах, которые присоединила России. Азербайджан четко следует протурецкому курсу и готов пробить Эрдогану территориальный коридор вплоть до Каспия и севера Казахстана.
Армения отказалась от Нагорного Карабаха, потому что не видит сил, способных там противостоять экспансии Алиева. Собирается выйти из ОДКБ. Проводит совместные учения с США в рамках НАТО. Скоро в Ереван пожалует Макрон, с которым будет обсуждаться замена нашей военной базы в Гюмри на французскую.
Нормально, чего мы добились, как всегда сидя на двух стульях в своей нерешительности? Или — нас опять все обманули?
Политолог Сергей Марков пишет:
«После дипломатического демарша МИД России в адрес МИД Азербайджана в связи с выборами на новых территориях, многие задались вопросом, – что же это за выдающееся дипломатическое искусство? Способность поссориться сразу с обеими странами, Азербайджаном и Арменией, которые находятся друг с другом в состоянии жесточайшего конфликта? Но это, конечно, профанный вопрос. На самом деле, величие России как раз в возможности быть в конфликте со всеми».
Считаю, еще есть шанс все исправить. И — повод хороший. Азербайджан пошел на крайне недружественный шаг, из-за которого его послу в Москве в МИДе уже устроили демарш, о котором говорит Марков. Это — повод о перемене всей политики в Закавказье. Наш стратегический союзник — Иран — также настроен резко против Азербайджана.
Надо срочно встречаться — пусть и с Пашиняном. Заставить его персмеотреть сдачу Нагорного Карабаха и предоставить Армении — совместно с Ираном — военную силу, прежде всего, оружие, для защиты Арцаха…
А для того, чтобы поднять 140 тысяч армян Нагорного Карабаха достаточно 30 Стрелковых. Иначе турецкое оружие уже завтра будет на наших южных границах с Казахстаном. И нам это обойдется в десятки раз дороже…
Бочкарев Александр