— Да они все в России работают или в соседнем Казахстане! Оттуда и деньги — переводами шлют, — таково распространенное мнение об экономике и населении Узбекистана.
Из республик Средней Азии именно бывшую Узбекскую ССР сейчас можно назвать беднейшей. Даже Киргизия за последние несколько лет совершила рывок вперед, а солнечный Ташкент хоть и растет недостижимыми для большинства крупных экономик темпами (рост ВВП последние 2-3 года на 5-7% в год), но никак не может выбиться из бедности и зависимости от чужих экономик.
Говорить, что узбекская экономика существует за счет российской, казахстанской или китайской в корне неверно. Все-таки основой сведения местного бюджета являются налоговые платежи бизнеса и населения.
Население и малый бизнес
Население платит подоходный налог 12% и является конечным плательщиком налога на добавленную стоимость — тоже 12%. А бизнес худо-бедно оплачивает налог на прибыль (15%) и финансирует имеющуюся в республике систему пенсионного обеспечения, отчисляя 12% от фонда оплаты труда на социальное страхование.
В Узбекистане активно развивается малый бизнес. По словам президента Шавката Мерзиёева, ежегодно на программы поддержки микропредприятий уходит сумма в 1 миллиард долларов. Звучит из его уст красиво:
— Теперь, чтобы малые предприниматели «встали на ноги» и расширили свою деятельность, мы внедрим совершенно новые подходы. Будет создана целостная экосистема по обучению представителей данного сектора предпринимательству, разработке для них проектов, финансированию деятельности, поиску бизнес-партнёров и рынка сбыта продукции.
Деньги идут на создание центров поддержки предпринимателей, льготное кредитование, компенсации для найма зарубежных специалистов в отраслях, которые в Узбекистане считают приоритетными. Кроме того, государство предлагает долевое участие в перспективных проектах.
Пока отдачи нет, но в Германии экономика малых компаний тоже не за год строилась. Пока же основным донором бюджета Узбекистана является крупный бизнес.
Крупнейшие налогоплательщики Узбекистана
Информацию о них не засекречивают. Все итоговые цифры за 2022 год можно найти в справочном издании Министерства экономики и финансов о бюджете республики.
Доля крупного бизнеса в налоговых доходах бюджета по итогам прошлого года составила 33,1%. Но ситуации, когда устойчивость бюджета всецело зависит от выручки двух-трех компаний, в Узбекистане не наблюдаю.
Крупного по нашим меркам бизнеса довольно много, я бы отнес к этой категории более 300 узбекских предприятий. А тех, кто финансирует бюджет более чем на 1%, я насчитал всего шесть. По возрастанию доли:
6 место — «БАТ Узбекистан»
Табачная компания принесла в бюджет 1,1% средств. Компания начиналась как совместное предприятие узбекского правительства и фирмы «Бритиш Американ Тобакко Индастриз». Сейчас от упоминания бритишей потихоньку избавляются — в 2020 году компания прошла ребрендинг. Можно спорить о морали, когда речь идет о заработке на табаке, но контора дает рабочие места в сельской местности, где с ними не густо, и решила проблему доступа к воде в десятках кишлаков.
5 место — «Худудгазтаминот»
За ними 1,2% доходов бюджета. Аналог нашего «Газпрома» — занимаются обслуживанием газифицированных объектов, газораспределительными сетями и реализацией сжиженного газа. Интересную статистику выкладывают: при 36 млн населения в Узбекистане всего 4,166 млн потребителей природного газа и 3,8 млн — сжиженного.
4 место — «Узтрансгаз»
1,4% бюджета формируется из их платежей. Компания работает в энергетическом секторе, занимается логистикой, хранением и продажей газа, газового конденсата и нефти.
3 место — «Узбекнефтегаз»
Это крупный государственный холдинг по нефтегазовому сектору — весь комплекс работ по отрасли, от геологоразведки до продажи и переработки нефти и газа. Бюджет получил от них в прошлом году 2,2% своих налоговых доходов.
Производство меди на Алмалыкском ГМК
2 место — Алмалыкский горно-металлургический комбинат
Судя по цифрам, металлурги Узбекистану выгоднее нефтяников — комбинат принес в бюджет 8,6% его дохода. Советское наследство, ГМК построен еще в 1949 году. Сейчас на него приходится 90% серебра и 20% золота в Узбекистане. А по меди это крупнейший производитель во всей Центральной Азии.
1 место — Навоийский горно-металлургический комбинат
Доля еще выше — 16,3% доходов бюджета. Навойский ГМК — это золото и уран. Как и Алмалыкский, построен при СССР, в 1958 году.
Если интересно, могу позже рассказать о тех советских предприятиях, которые успешно работают в Средней Азии, обеспечивая бюджеты местных республик налогами, а население — зарплатами.