«Топливная эпопея». Серия 50. Надеюсь, одна из последних. Сегодня правительство приняло ряд мер, которые по логике не просто «стабилизируют» розничный сегмент, но и, скорее всего, несколько снизят цены на бензин и дизель.
Для начала кратко напомню основные причины роста цен на топливо. Их четыре: две стратегические, две тактические. Что касается первых, то здесь свою роль сыграла девальвация рубля, которой попустительствовал Центробанк, а также урезание выплат по т.н. демпферу в два раза, начиная с сентября, за что был ответственен Минфин.
Логично, что при столь серьезной девальвации и снижении компенсаций разницы между экспортной ценой и внутренней, нефтепереработчикам стало выгоднее гнать топливо за рубеж. И я бы здесь не спешил обвинять компании в том, что они захотели больше заработать. Такую ситуацию им создали Центробанк и Минфин. Но если ведомству Набиуллиной традиционно наплевать, что происходит в реальном с секторе экономики, то в структуре Силуанова хотя бы могли заранее подумать, к чему приведет урезание выплат по демпферу.
Плюс обозначу две тактические причины. Это ремонты НПЗ и возникшие перебои с логистикой. Здесь ответственны Минэнерго и Минтранс. Впрочем, подобные проблемы возникают регулярно и рано или поздно решаются. Сами по себе они не могли бы довести ситуацию до той, которая у нас случилась в конце августа — начале сентября.
Вообще, конечно, несогласованность в работе ведомств поражает. И самое печальное, что происходит она постоянно. Не только по рассматриваемому вопросу, а везде. Каждый живет в своей реальности, создает проблемы другим исходя из собственных интересов. А потом всё это мучительно исправляется. Но ситуация с топливным кризисом — это, конечно, нонсенс. Так и хочется задать вопрос всем участникам: «Вы что натворили?». Буквально создали проблему на пустом месте.
Теперь перейдем к мерам, которые с сегодняшнего дня вводит правительство. Сразу отмечу, что они выглядят достаточно адекватно.
Первое. Это возвращение выплат по демпферу с 1 октября в полном объеме. Нефтеперерабатывающие заводы получат дополнительно 150 млрд рублей, что частично покроет разницу между ценой на внутреннем рынке и внешнем. Таким образом, инициатива Минфина просуществовала всего лишь месяц. И это является полным аппаратным поражением Силуанова, который фактически стал крайним.
Впрочем, на одного Силуанова списывать всё было бы неправильно. Как минимум равную ответственность несет Набиуллина за то, что допустила девальвацию, которая продолжается. А Центробанк не реагирует вообще никак.
Но именно Минфин затеял в 2018 году налоговой маневр, в ходе которого обнуляется экспортная пошлина. В то время, как предыдущий механизм, в ходе которого правительство могло повышать или понижать экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, являлся отличным инструментом для стабилизации внутреннего рынка даже в условиях девальвации.
Второе. Повышаются нормативы обязательной продажи бензина и дизеля на бирже до 15% и 12,5% соответственно. Ранее значения равнялись 13% и 9,5%. То есть, рост существенный. Данная мера обеспечит так называемые «независимые АЗС» дополнительным предложением.
Третье. Вводится экспортная пошлина на нефтепродукты в размере 50 тысяч рублей для тех компаний, которые не производят топливо сами. Грубо говоря, теперь экспортировать могут только владельцы НПЗ. Данная мера дополняет предыдущую, когда ряд компаний, не являющихся производителями, покупали топливо на бирже либо напрямую и, затем, перепродавали за границу.
Четвертое. Частично снимается запрет на экспорт дизеля, но только для морских портов, куда топливо поставляется через трубу. Также экспорт разрешается только тем производителям, которые поставляют на внутренний рынок не менее 50% от производимого объема.
Последнее также полностью поддерживаю. После введения эмбарго на экспорт дизеля мы имели реальный риск того, что через несколько недель все мощности по хранению топлива будут заполнены, и НПЗ значительно сократят производство. Из 80 млн тонн производимого дизеля половина идет на экспорт, половина — на внутренний рынок, поэтому введенные лимиты выглядят целесообразно.
Теперь о слабой стороне принятых мер. Как написано выше, они являются адекватными. Важно, что приняты сразу «пакетом», а не по одному механизму с лагом в одну-две недели. И в моменте рынок, действительно, способны стабилизировать. Но стратегически они не гарантируют предотвращение нового кризиса, который после начала реализации налогового маневра у нас случается раз в 1,5-2 года.
Выплаты нефтяникам по демпферу огромны. Даже 150 млрд рублей в месяц — очень много, но суть в том, что эти деньги являются дополнительными отчислениями. Терять бюджету по несколько триллионов рублей в год — непозволительная роскошь. Единственный выход, который я здесь вижу и о котором я писал несколько раз — отмена налогового маневра в нефтяной отрасли. Снижение НДПИ (вплоть до обнуления) и значительное повышение экспортной пошлины. Подобное с одной стороны позволит обеспечить внутренний рынок дешевым топливом, с другой — наполнит бюджет в достаточном количестве за счет экспортных доходов.