Пока весь мир находился в предвкушении новой войны на Тайване, следил за ядерными учениями Северной Кореи, а также глазел на пертурбации в Конгрессе США, внезапно полыхнул тлеющий ещё с первой половины XX века арабо-израильский конфликт. Раньше наша страна напрямую была вовлечена в данное противостояние. Ни одно столкновение на Ближнем Востоке не оставалось без участия со стороны СССР. Но те времена прошли, Россия по большей части устранилась от этих дел. И действительно, операция ХАМАС на территории Израиля – это не наша война. Тем не менее, она влияет на глобальную ситуацию.
Пентагон поспешил заверить правительство Биньямина Нетаньяху в своей полной и безоговорочной поддержке израильской армии. До того, как Штаты начали вооружать киевский режим, Израиль занимал первое место по финансовой помощи на вооружения. В соответствии с соглашениями 2019 года Вашингтон обязан предоставлять еврейскому государству поддержку в размере 3,8 миллиарда долларов ежегодно. С учётом новых вводных сумма может быть резко и существенно увеличена. Еврейское лобби в США имеет огромный вес, а потому препонов здесь не будет. Подтверждением служит экстренное выделение Администрацией демократов аж 8 миллиардов долларов.
А это значит, что выделение многомиллиардной помощи «нэзалэжной» вновь будет поставлено под большой вопрос. Конечно, её не бросят окончательно – это вряд ли возможно. Однако урезать финансирование могут вполне. Сам факт урезания будет иметь огромный психологический эффект на американских марионеток. Если главный организатор восточноевропейской бойни сокращает денежные вливания в армию Зе, то чего в принципе можно требовать от Испании, Хорватии или Норвегии? Кстати, сегодня правительство Словакии объявило о полной остановке военной помощи своей неспокойной соседке.
Естественно нам выгодно, чтобы Запад распылял свои силы. Конгресс США, определяя финансовые приоритеты, всегда держит в уме, что бывшая УССР – далеко не единственный фронт борьбы за мировое доминирование. Отправив всё возможное оружие на степные просторы, американцы оставляют безоружными Тайвань в противостоянии с Китаем и Израиль в прокси-войне с Ираном. Не говоря уже об истощении складов самих Вооружённых Сил США и ближайших союзников по НАТО.
Впрочем, ситуация, сложившаяся на Святой Земле, интересует нас не только с точки зрения влияния на наш текущий конфликт. Она весьма поучительна для наших будущих решений. Как известно, израильтяне контролировали Газу с 1967 года после удачной для Тель-Авива Шестидневной войны. Периодически там возникали эксцессы, столкновения, но в целом Израиль проводил агрессивную и жёсткую политику. И не просто держал территорию под военным контролем, но и вёл активное заселение. К началу XXI столетия в Газе существовало 21 еврейское поселение.
Синим отмечены израильские поселения и опорные пункты в Секторе Газа до 2005 года
Новое столетие принесло очередное обострение в арабо-израильских отношениях в районе сектора Газа. Отвечая на волну террористических атак, правительство Израиля в лице Ариэля Шарона решило дать «ассиметричный ответ» – эвакуировать свои поселения и вывести армию из района. Правые сионисты посчитали это капитулянтством, власти же убеждали, что всё под контролем. Дескать, выйдем, построим непробиваемую стену в три ряда – и пусть попробуют только сунуться на территорию Израиля. «Кипами закидаем». В историю это вошло как «План одностороннего размежевания». 12 сентября 2005 года Газу покинул последний солдат ЦАХАЛа.
Результаты стали просто обескураживающими. Власть в секторе Газа получили радикалы из ХАМАС, не намеренные мириться с еврейским контролем над палестинскими территориями. Число же обстрелов увеличилось в геометрической прогрессии. Если в 2004 году, до ухода военных, по Израилю прилетело 260 ракет, то в 2006-м – 1020, в 2014-м – 3686, в 2021-м – около 4000. Ну а теперь мы увидели полномасштабную военную акцию с заходом в крупные города. Бойцы ХАМАС проникли в Сдерот (27,6 тыс. человек) и Ашкелон (132,5 тыс. человек). То ли ещё будет.
Статистика ракетных обстрелов территории Израиля со стороны Газы в 2002-2007 гг. Израильская армия ушла в 2005-м.
Совет безопасности Государства Израиль объявил о том, что планирует проведение наземной операции в Секторе Газа. Но еврейское руководство повторило нашу ошибку 8 лет «странной войны» – дало время своим противникам усилиться. Да, у ХАМАС нет бронетехники, авиации, средств ПВО, но в Газе плотная застройка и куча стрелкового оружия, гранат, РПГ в каждом доме. Никакой лёгкой прогулки для ЦАХАЛа не будет. Кроме того, вызывает сомнение компетентность израильских силовиков, столь бездарно проворонивших нападение с самого опасного и контролируемого направления.
История с «Планом одностороннего размежевания» до боли напоминает либеральные вопли во время Чеченской кампании. Старожилы помнят, как много тогда говорили о необходимости «оставить регион», «построить стену», отгородиться, «не злить» местное население. Просто уйти – и мир на Северном Кавказе наступит сам собой. В 1996 году Россия так и сделала. Итогом стало образование террористического анклава, который в 1999 году продолжил экспансию и развернул агрессию в отношении соседнего Дагестана. Пришлось возвращаться в Чечню ещё раз, с большими потерями и тратами, освобождать землю от фундаменталистов и бандитов.
И всё же Владимир Путин довёл ситуацию до логического завершения. Разбил боевиков, вырвал жало у террористического подполья и стабилизировал ситуацию. Если бы пошёл на паллиативные меры и не докрутил до конца, нас ждала бы вечная война – и полыхала бы не только Чечня, но и весь Северный Кавказ. Толерантная стратегия в отношении стратегических угроз национальной безопасности не работает никогда. И не будет работать. В первую очередь мы должны осознавать это на будущее, чтобы не было иллюзий в отношении нашего сегодняшнего противника.
Ну а арабы и евреи без нас разберутся. Сказать, что кто-то из них прав – было бы грубым упрощением. Позиция российского МИДа взвешенная и полностью отвечает нормам международного права – того, что писалось ещё при жизни этого самого права (к сожалению, оно давно погибло под американскими бомбами в Югославии и Ираке). Сохранение Государства Израиль в границах 1967 года и создание Арабского палестинского государства в границах до начала Шестидневной войны – то бишь с восточным Иерусалимом в составе. Ликвидация еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, соблюдение национальных прав арабского народа и прекращение боевых действий с обеих сторон.
Готова ли хоть одна из сторон на такой компромисс? Увы, в этом есть большие сомнения.