«Очередной наглый обман» — так Владимир Путин охарактеризовал ситуацию с вывозом зерна с Украины на заседании ВЭФ (Восточного экономического форума). «Просто надувательство, хамское и наглое отношение к партнерам» — подобные слова из уст президента РФ давно не звучали. Политолог Андрей Суздальцев был в числе экспертов, которые изначально предупреждали, что «зерновая сделка» — это очередной обман России со стороны «западных партнеров».
— Никогда такого не было, и вот опять. Россию снова «кинули» дорогие партнеры?
— К сожалению, президент правильно сказал, что нас в очередной раз обманули. Я понимаю политическую обоснованность данной «зерновой сделки»: с марта по июнь этого года в западных СМИ велась совершенно дикая и очень лживая пропагандистская кампания на тему того, что Россия якобы провоцирует мировой голод.
Кстати, мы украинские порты не закрывали: их заминировали сами украинцы. Но мы содействовали их открытию. Правда, мы не нашли там зерна. Зеленский обещал 20-25 миллионов тонн зерна. В результате был вывезен всего один миллион, причем только два судна вышли с пшеницей, которую они везли в Египет.
Все остальные суда шли в Европу. То есть Европа просто скупала по дешевке украинское зерно, чтобы потом его же перепродавать уже по другой цене в Африку, и во всем винить Россию. Все эти моменты можно было как-то предугадать. Мы об этом писали.
— Предполагалось, что вопрос вывоза украинского зерна будет решаться в одном «пакете» с нормализацией российского продовольственного экспорта. Судя по всему, это условие также не выполняется?
— Это больше всего возмущает. Изначально, еще в июне, мы говорили о том, что не будет никакой «пакетной сделки». Она невозможна. По уже существующей традиции, Запад никогда соглашения с нами не выполнял.
Например, он не выполнил соглашения об уничтожении химического оружия. Вышел из соглашения по ПРО. Список там очень длинный. Запад в лице США обрушил всю договорную базу с нами. Он вводит санкции против поставщиков энергоносителей и одновременно требует выполнения договоров. Это удивительная вещь. Это примерно как сказать: я тебя расстреляю, но ты предварительно напиши на меня завещание.
— То есть мы имеем дело с банальными рэкетирами?
— Это рэкет, конечно. Но в данном случае мы пошли на эту уступку, потому что нам пообещали, почему-то по линии ООН, что российскому зерну и российским удобрениям будет открыт доступ на мировой рынок.
Но против зерна и удобрений нет санкций, есть санкции в отношении страхования и логистических схем по вывозу нашего зерна и удобрений.
Мы подписали соглашение. Но ни одно судно с нашим зерном или удобрениями так и не вошло в Босфор. Это был просто обман. На что и обратил внимание президент РФ Владимир Путин.
Непонятно, почему такого рода вещи, о которых мы пишем и предупреждаем, игнорируются… Когда в мае возник вопрос о калининградском транзите, видные представители нашей политэлиты говорили, что вот, сейчас мы ответим Литве. Мы тогда тоже писали, что мы не ответим Литве, потому что нам нечем отвечать. И до сегодняшнего дня мы так и не смогли ей ответить.
Я считаю, что надо искать какие-то другие инструменты давления на международном рынке. Я полностью поддерживаю позицию нашего руководства, которое говорит о том, что «зерновую сделку» надо заканчивать и закрывать украинские порты.
— У ООН, видимо, не было рычагов, чтобы повлиять на снятие санкций в отношении нашего экспорта?
— Да, но они обещали, что наше зерно пойдет на мировой рынок. Генсек ООН выступал в роли посредника между РФ и Западом. В итоге украинское зерно скупает Европа, чтобы за огромные деньги продавать его нуждающимся странам Африки и Азии. Виноватой в этой ситуации опять оказывается Россия. А наше зерно поступать на рынок не может.
— На Украине действительно были такие большие запасы зерна?
— Нет, конечно, Зеленский, как всегда, лгал. Нет там такого количества пшеницы. Все это время в основном вывозились кукуруза, рапс, подсолнечник и даже растительные масла.
— Сейчас, видимо, оно появится, так как будет убран новый урожай.
— Поэтому надо закрывать порты. Мы очень заботимся о благосостоянии Украины, но не заботимся о благосостоянии наших фермеров.
— Как мы закроем порты?
— При помощи Черноморского флота. Украина на это ответить ничем не сможет. Натовским военным судам в нынешних условиях запрещен проход через Босфор в соответствии с конвенцией Монтре.
В нашей воле было требовать выполнение сделки в едином пакете. Но нас опять обманули. Изначально было понятно, что открытие морских портов нужно для поставки Украине тяжелого вооружения.
Не исключался вариант, что сухогрузы, которые придут за зерном, будут везти военную технику. Но на переговорах в Стамбуле это учитывалось, и был создан механизм для предотвращения таких поставок. Суда просматриваются, ни одного случая завоза на Украину оружия не было. Это позитивный момент. Но все остальное было обманом, и возмущение президента вполне понятно.