Ее Величество Елизавета II, Божией милостью Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и иных своих царств и владений, глава Содружества, защитница веры – умерла на 97-м году жизни.
Елизавета II проделала долгий и интересный жизненный путь. Еще 9 сентября 2015 года Елизавета II побила рекорд, установленный ее прапрабабушкой королевой Викторией, и стала дольше всего правящей из всех британских монархов. С 2017 года она сделалась старейшим из действующих глав государств во всем мире.
Начиная с восшествия на трон в 1952 году она видела пятнадцать британских премьер-министров, возглавлявших правительство Соединенного Королевства (от сэра Уинстона Черчилля до Лиз Трасс). За время ее царствования в Белом доме побывало 14 американских президентов от Трумэна до Трампа. Да что там говорить: когда дочь короля Георга VI взошла на престол, в Кремле сидел Сталин.
Когда воцарилась Елизавета II, британская колониальная империя уже начинала путь к скорому закату – ее жемчужина, Индия, к тому моменту получила независимость. Но колоний, протекторатов и зависимых территорий, осененных «Юнион Джеком», еще хватало. К концу жизни королевы от прошлого величия остались одни крохи – хотя Елизавета II формально оставалось главой таких государств, как Австралия, Канада, Новая Зеландия.
Семидесятилетнее царствование Елизаветы Второй вместили в себя умопомрачительное количество исторический событий – от превращения Британской империи, над которой некогда не заходило солнце, в жалкие осколки былого колониального величия, до пандемии COVID-19 и энергетического кризиса-2022. От расцвета телевидения (ее коронация стала первой в Британии транслировавшейся по ТВ) до всевластия Интернета. От «Битлов» и «Роллингов» до Фолклендской войны и североирландского конфликта. От вступления Британии в единый европейский дом до «Брекзита»…
А если вспомнить те времена, когда принцесса Елизавета Александра Мария, «Лилибет», как называли ее домашние, еще не стала королевой, то можно без всякого преувеличения сказать: она была сама История. И тогда, когда в детском возрасте «зиговала» с маленькой сестрой на кинокамеру, и когда надела униформу пошла служить в Женский вспомогательный территориальный корпус во время Второй Мировой войны.
Как ни банально это звучит, кончина Елизаветы Второй – это действительно конец эпохи. Которую, возможно, когда-то тоже назовут «елизаветинской» (хотя это обозначение относится к совсем другим векам и к иной королеве).
Казалось, что она была всегда – и будет всегда, став не только частью мировой истории XX и XXI веков, но и неотъемлемой частицей масс-культуры и светской жизни. Она стала чем-то большим, чем суверен Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Ее лицо – как и увенчанный короной вензель EIIR – было растиражировано на миллионах почтовых марок, красовалось на банкнотах и монетах. Елизавету II увековечили портреты дворцовых живописцев и хулиганствующих деятелей поп-арта (от Энди Уорхола до Бэнкси), также как и ставшие классикой панк-рока шокирующие некогда песни «Секс Пистолз» и сериал «Корона».
Ее любили, но народной королевой она не была. В отличие от своей родительницы, королевы-матери прожившей до 101 года.
Вряд ли Елизавету II можно было назвать и доброй королевой. Невозмутимой при любых обстоятельствах – да. Keep Calm and Carry On – этот британский лозунг времен Второй Мировой – пожалуй, лучше всего отражает сущность Ее Величества: «Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать»). Есть фотография, сделанная во второй половине 1940-х годов. На ней тогдашняя принцесса проходит мимо стоящих в военной униформе девушек, одна из которых упала в обморок. Будущая королева как ни в чем ни бывало проходит уверенным шагом мимо.
В каком-то смысле Елизавета II была «эссенцией» монархии. В самом деле, кто навскидку назовет имена каких-нибудь царствующих ныне скандинавских коронованных правителей. А ведь, скажем, датская монархия считается самой древней в Европе. Но кому есть дело до «датчан и разных прочих шведов»?
Главу же британской монархии знают все, хотя она – в отличие от Виктории – и не была «бабушкой Европы». И дело тут не только в «удельном весе» короны Соединенного Королевства. Личный фактор играет не последнюю роль. Елизавета II была не просто королевой, а «той самой Королевой», The Queen.
И при всем этом – за выработанной годами маской невозмутимости – она была человеком из плоти и крови, со своими болячками, радостями и невзгодами.
Невзгод в последние годы вокруг королевы Елизаветы II становилось все больше и больше – по мере того, как королева становилась все слабее и слабее. Устроенный ее внуком Гарри и Меган Маркл демарш с уходом из королевского дома не мог не оставить рубцов на сердце Ее Величества. Как и скандал с педофильским душком вокруг ее сына принца Эндрю. Самым большим же ударом стала кончина мужа королевы – принца Филиппа. Теперь их похоронят рядом…
И все-таки, невзирая на скандалы, на удары судьбы и старческую немощь, она оставалась той скрепой, которая не давала трещащему Соединенному Королевству рассыпаться. Удастся ли сохранить единство монархии, не разбегутся ли шотландцы, валлийцы, англичане по собственным квартирам? Не распадется ли Содружество, объединяющее бывшие британские владения? Да и сохранится ли монархия в Британии после Елизаветы II как таковая? Вопросы, несмотря на кажущуюся умозрительность, отнюдь не праздные.