Владимир Путин дал поручение правительству уже к 15 декабря принять решение о начале строительства третьего этапа расширения БАМа и Транссиба. Это, действительно, является мегапроектом, поскольку такого масштаба расширение будет осуществляться впервые.
Напомню, год назад завершился первый этап развития БАМа и Транссиба, благодаря которому пропускная способность магистралей увеличилась с 97 до 144 млн тонн. Впрочем, первый этап характеризовался постоянными задержками и срывами сроков. Изначально начавшиеся ещё в 2012 году работы должны были завершить в конце 2017 года. «Опоздали» на пять лет.
Впрочем, со вторым этапом все проходит в плановом режиме. Работы по нему стартовали в 2021 году и должны завершиться к концу следующего. Судя по тому, что мероприятия проходят штатно и никаких срывов нет, то можно быть уверенным в выполнении задач в поставленные сроки. По окончании работ пропускная способность Восточного полигона вырастет со 144 до 180 млн тонн.
Ошибки, которые были допущены в ходе реализации первого этапа, были учтены. В первую очередь они касались децентрализации строительства, привлечения концессионеров и т.д. На втором этапе РЖД максимально централизовала процессы, отказалась от псевдорыночных подходов, что дает результат. Помимо этого, правительство больше не пересогласовывает бюджеты по тысяче раз, а Минфин перестал цепляться за каждую копейку. Все понимают, что функционирующая инфраструктура в любом случае себя окупит и принесет для экономики кратно больше ресурсов.
Однако здесь необходимо сделать небольшое отступление и перенестись в середину 2000-х годов. Именно тогда в первый раз встал вопрос о необходимости значительного увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба. Проект был жестко отвергнут системными либералами во главе с тогдашним главой Минфина Алексеем Кудриным. Основные аргументы сводились к тому, что это дорого и не нужно. Лживость данных тезисов доказали последующие события, когда уже через 10 лет Восточный полигон оказался перегруженным.
Но чем на самом деле руководствовались сислибы? Тогда, если вспомните, активно продвигался нарратив, что Китай нас якобы поглотит. Даже не столько экономически, сколько «заселит Сибирь». Разумеется, это полная чушь, которая не подтверждается даже общей демографической статистикой. Вместе с этим, самая настоящая зависимость была от Запада, куда мы гнали природные ресурсы и закупали все остальное. Реализовывалась глобалистская схема «международного разделения труда», где России отводилась роль исключительно поставщика природных ресурсов.
Поэтому в информационном пространстве создавались подобные пугалки, а системные либералы саботировали любые проекты развития сотрудничества с Китаем. В том числе инфраструктурные, которые являются опорным каркасом торгово-экономических отношений между любыми государствами.
Впрочем, к началу 2010-х годов этот гордиев узел удалось разорвать. В первую очередь, благодаря Игорю Сечину, который занимал тогда должность вице-премьера. Сечин настоял на значительном увеличении пропускной способности БАМа и Транссиба. Основной аргумент — необходимо диверсификации внешнеэкономических связей и снижение зависимости от Евросоюза. Тогда же встал вопрос, что будет «ездить» по Восточному полигону, ведь рост товарооборота с Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии — процесс постепенный. А простаивать инфраструктура не должна.
Тогда же (благодаря все тому же Сечину) было принято решение о существенном увеличении добычи угля, который направлялся бы на экспорт. Это позволяет обеспечивать непрерывный грузовой поток в Восточном направлении сразу же, как только начинает создаваться новая инфраструктура. Если в 2009 году общая добыча угля в России составила 302 млн тонн, то по итогам 2022 года цифра выросла до 437 млн. Плюс 44,7% всего лишь за 12 лет. Для понимания — миллион тонн коксующего угля, направляющегося на экспорт, приносит 1 млрд рублей в консолидированный бюджет России. То есть, если отказаться от либерального подхода, который говорит, что каждый проект должен быть самоокупаемым, то мы даже на примере угля видим, как затраченные на создание инфраструктуры деньги возвращаются и генерируют дополнительные ресурсы.
Также отмечу, что даже несмотря на задержку с первым этапом расширения БАМа и Транссиба, время мы не упустили. Решение было принято вовремя. Сейчас, после событий 2022 года, востребованность инфраструктуры в восточном направлении выросла кратно. Если ранее шли дискуссии, нужно ли заниматься третьим этапом или же достаточно остановиться на двух, то сейчас такой вопрос не стоит.
Третий этап расширения БАМа и Транссиба означает рост пропускной способности до 255 млн тонн к 2032 году. Таким образом, с 2012 по 2032 годы (за 20 лет) мощности вырастут в 2,5 раза на 158 млн тонн. Это по своим масштабам превосходит даже строительства БАМа.
Что касается необходимых финансовых ресурсов, то окончательных расчетов ещё нет. Третий этап будет реализовывать тремя очередями:
- 2027 год — 197 млн тонн
- 2030 год — 210 млн тонн
- 2032 год — 255 млн тонн
Общая стоимость оценивается в сумму до 2 трлн рублей в нынешних ценах. В целом, выглядит оптимально. На текущий второй этап, где пропускная способность вырастет на 36 млн тонн, будет затрачено 1,1 трлн рублей. Здесь же до 2 трлн на 75 млн тонн. Но подождем окончательного решения и расчетов.