Перспективный воспитанник советской школы хоккея уехал в Северную Америку в 1991 году. После истории с побегом Александра Могильного на всех российских хоккеистов того времени ложилась тень предателей. Некоторые считали, что уезжая, они предают страну и свой клуб. Однако после распада СССР о предательстве не могло идти и речи. Хоккейные клубы сами отдавали игроков за океан, следуя законам рыночной экономики.
— Меня не забирали дельцы. И за меня заплатили компенсацию ЦСКА: «Ванкувер» дал 200 тысяч долларов, я из своего кармана добавил 50 тысяч. Сейчас умножьте на 10. Нам удалось договориться. И я сам хотел использовать возможность, чтобы отблагодарить ЦСКА, где я вырос, где мне давали хоккейную форму. Кстати, потом я в армейский клуб привёз 200-300 комплектов формы. Каждый год что-то старался передать.
За океаном российский нападающий чуть ли не с первых игр стал одной из главных хоккейных звёзд Северной Америки. За феноменальную скорость болельщики прозвали его «русская ракета». Спортивную карьеру Буре завершил в 2003 году из-за накопившихся травм. Он так и не смог завоевать Кубок Стэнли и выиграть Олимпиаду, но по праву считается легендой мирового хоккея. В 2017 году Павла Буре включили в список 100 величайших хоккеистов за всю историю НХЛ.
Закончив карьеру, Буре «жил на две страны». В 1998 году он получил гражданство США. Хоккеист тогда объяснил, что американский паспорт потребовался для решения проблем, связанных с визой и грин-картой.
В 2006 году его пригласили в олимпийскую сборную России по хоккею. Его задачей было «уговорить» максимальное количество российских игроков из НХЛ для участия в Олимпийских играх в Турине. Тогда сборная провалилась, заняв четвёртое место. Павлу не удалось полностью выполнить свою задачу, он покинул должность, но остался в России, всё меньше и меньше летая на другой континент.
К моменту отказа от американского гражданства Буре оборвал все связи с США, кроме одной. В Америке остался его младший брат Валерий Буре.
— Американское гражданство мне не надо – оно требовалось, когда я играл в НХЛ и часто находился в этой стране. Я там просто трудился, зарабатывал, скажем, честно. Но ведь и тогда я от российского паспорта не отказывался.
В 2021 году Павла Буре назначили специальным представителем Федерации хоккея России по международным делам. Он мог бы спокойно остаться в Америке. В США его знают и уважают, а у нас к этому отнеслись бы спокойно. Однако, в отличие от наших «звёзд» шоу-бизнеса, которые мечтают жить за океаном, но никому там не нужны, легенда хоккея считает Россию своим домом.
— Мне больше нравится быть у себя дома в России. И вообще даже такой вопрос не стоял. Конечно, Россия. В последний раз был в Америке лет семь-восемь назад, паспорт США сдал. Он мне не нужен, я в России живу.
Сейчас Павел Буре много летает по России, занимается развитием спорта и защищает интересы российского хоккея, да и страны в целом, во всех зарубежных инстанциях, в том числе и в совете ИИХФ. Из-за политической ситуации и санкций делать это крайне не просто.
— Я ведь не только представитель в ИИХФ, но и русский человек. Мне сообщили: «Юридически такие правила, что мы должны тебя отключить на тот момент, когда мы обсуждаем Россию». Потом меня включают обратно и говорят: «Мы вынесли такое-то решение». То есть ставят перед фактом.
Вот такие сегодня на Западе правила демократии. Отвечая на вопрос журналистов: не жалеет ли он, что отказался от американского гражданства? – Павел Буре отвечает: «Время показало, я всё сделал правильно».