Произошедшее на днях событие наглядно демонстрирует, как обманывают Верховного и как далеки заявления чиновников от реальности. Когда высокопоставленные деятели докладывают Владимиру Путину о своих успехах в той или иной сфере, то выглядит это очень красиво. Вот только на практике, все оказывается далеко не столь радужно. В очередной раз в этом можно было убедиться на заседании Совета по правам человека, в котором принял участие президент РФ. Главе государства подробно рассказали об истинном положении дел в отечественной системе образования. В ходе заседания в какой-то момент зашла речь о принудительной оцифровке отечественного образования, что впоследствии выливается в обыкновенную принудиловку и дополнительное давление на педагогов, которых и так с каждым годом становится все меньше.
Скриншот трансляции
Об этой проблеме рассказала президенту уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Екатерина Сморода. Она напомнила Владимиру Путину, что главная ценность школы – это в первую очередь люди которые в ней работают, то есть учителя. От того как себя чувствует учитель, напрямую зависит качество образования. Но сегодня эта система испытывает колоссальный стресс, хотя все стараются делать вид, что ничего не происходит. Прямо сейчас дефицит педагогов в школах составляет около 250 тыс. человек. Отток кадров из школ просто колоссальный. В результате учителя вынуждены трудиться за троих, при этом им приходится вести уроки не только по своему профилю, но и по другим предметам. Екатерина Сморода с горечью отметила, что в малых населенных пунктах повсеместно закрываются школы, что как правило означает гибель самого населенного пункта. В то же время в педагогические вузы, желающих поступать с каждым годом все меньше, а из всех выпускников этих заведений, в школы трудоустраивается не более 10%.
«В текущем году нагрузка на педагогов увеличилась кратно. Это связано прежде всего с переходом на новые ФГОСы, с цифровизацией, отсутствием школьных учебников по соответствующим программам. Учителя, в ходе подготовки к занятиям, часто вынуждены использовать не менее 10 источников, в результате подготовка к урокам отнимает у них до 6 часов в день. Безусловно, разработка учебников под новые ФГОСы, это процесс трудоемкий. Однако учебники нельзя отбирать у детей»,
— заявила Сморода.
Фото: kirov.bezformata.com
Так же уполномоченная по правам ребенка, рассказала президенту о том, что сегодня, учителя, вместо того чтобы учить, получают целую кучу заданий: подготовить отчеты, собрать информацию и т.д. Причем зачастую сверху спускаются абсолютно абсурдные задания. Например «сделать несколько звонков при помощи новой цифровой платформы». При этом абсолютно неважно, кому эти звонки на самом деле адресованы. В результате педагоги садятся на планерках и звонят друг другу. Или ещё один пример — педагог обязан следить за цифровым профилем ученика, за страничками в социальных сетях, чтобы иметь понимание, чем живет семья ученика, что так же отнимает много времени. Заострила внимание президента Сморода и на проблемах связанных с инофонами в российских школах.
«Помимо сказанного, усиливается нагрузка на педагогов в связи с массовым притоком в школы большого количества учеников с миграционной историей. От 20 до 50% таких учеников или вообще не говорят по-русски или владеют языком на очень плохом уровне. И это ущемляет тех детей, которые изначально обучаются на русском языке»,
— резюмировала Сморода.
Фото: e1.ru
Стоит отметить, что когда речь заходит о цифровизации образования, то имеется ввиду навязываемая нашим учителям и ученикам платформа «Сферум». Её Министерство просвещения РФ презентовало еще в марте 2021 года.
Информационно-коммуникационная платформа «Сферум» – является частью цифровой образовательной среды, созданная Минпросвещения и Минцифры в соответствии с указом Правительства РФ в целях реализации национального проекта «Образование». Платформа разработана и запущена совместным предприятием Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком». Задача платформы «Сферум» сделать обучение, в том числе и дистанционное, более технологичным, гибким и удобным.
Министр просвещения Сергей Кравцов. Фото: edu.gov.ru
А с каким пафосом Минпросвещения преподносило эту платформу. Сколько красивых слов было сказано министром Кравцовым на этот счет, в том числе и президенту. А на практике «Сферум» оказался очередным дорогостоящим пшиком, мешающим образовательному процессу. Все прекрасно понимают, что если чиновники берутся рьяно опекать какой-либо проект, то делается это неспроста. Очевидно что присутствует некая материальная заинтересованность, и что-то подсказывает, что «Сферум» в этом плане не является исключением.
У Владимира Путина откровения уполномоченного по правам ребенка в Ульяновской области Екатерины Сморода, вызвали искреннее удивление.
«То что вы сказали по поводу отчетности, неожиданно. Все, что связано с информатизацией, изначально направлено было на то, чтобы разгрузить педагога, чтобы дебюрократизировать его работу. А вы говорите о принудительной информатизации – для меня это неожиданно. Я обязательно побеседую об этом с министром. Что касается детей с миграционной историей – необходимо обязательно подумать над этим вопросом. Дети мигрантов конечно должны учиться, но это не должно влечь за собой ухудшение ситуации в школах для наших детей. Мы подумаем, как решить эту проблему. Нельзя делать вид, что её не существует»,
— дал развернутый ответ Владимир Путин
Фото: svereg.ru
Безусловно радует, что наконец ВВП впервые услышал обо всех прелестях цифровой системы образования не от Кравцова, Грефа, Чернышенко и прочих деятелей, а от уполномоченного по правам ребенка. Практически изо всех уголков страны звучат стоны по поводу принудительных разнарядок спускаемых сверху по внедрению платформы «Сферум», «Учи.ру», регистрации учеников на Госуслугах и т.д. Если президент наконец поставит жирную точку в вопросах добровольности оцифровки (естественно в пользу добровольности) это станет торжеством действующего законодательства и Конституции РФ. Вот только возникает один вопрос — зачем создавать себе препятствия, что бы потом с трудом их преодолевать? Зачем нахально внедрять «сырые» проекты мешающие настоящему образованию, зачем завозить в страну сотни тысяч мигрантов, что бы потом мучиться с их детьми и т.д. Впрочем, ответы на все эти вопросы лежат на поверхности. Может все же президенту стоит чаще общаться с региональными представителями, а не с министрами, банкирами, и прочими лоббистами своих собственных интересов? Глядишь тогда и сложится картинка того, что на самом деле происходит в нашей стране.