В России перестали закупать новые суда. Бизнес прекратил размещать заказы как на торговый, так и на пассажирский флот, пишут «Ведомости». По данным источников газеты, с января по сентябрь количество новых лизинговых контрактов по морским и речным гражданским судам уменьшилось почти в 20 раз в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Объем рынка лизинга в деньгах за 6 месяцев упал на 94% — с 65 до 4 млрд рублей. Кроме того, почти на 40% — с 487,4 до 298 млрд рублей — снизился портфель заказов у Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). При этом практически все гражданские суда в стране строились по лизинговым контрактам.
Сделки на покупку судов в аренду еще заключались в начале года, но прекратились после 24 февраля, сообщил гендиректор «Газпромбанк лизинга» Максим Калинкин. Причиной стали санкции. Также из-за них возник дефицит комплектующих, а западные порты перестали обслуживать российские суда.
Без новых заказов налаживать импортозамещение в отрасли смысла нет. В текущих условиях масштабную программу по обновлению устаревшего флота ждет провал, сообщил источник газеты.
По оценкам аналитического агентства Infoline, еще в прошлом году почти у 50% российских речных судов были критически превышены нормативные сроки эксплуатации.
В России занялись каннибализацией ледоколов
«Росморпорт» начал списывать часть флота в качестве доноров запчастей для своих кораблей вслед за авиаперевозчиками, которые из-за санкций уже используют одни воздушные суда для ремонта других.
Так, дизельный ледокол «Ермак» станет донором аналогичного ему ледокола «Красин», рассказал РБК заместитель гендиректора «Росморпорта» Василий Стругов. Благодаря ледоколу-донору «Росморпорт» надеется подготовить «Красин» к зимней навигации.
Для бесперебойной работы пришлось разобрать на части 22 судна, которые не находились в эксплуатации.
«Они стали судами-донорами, что тут скрывать», — подытожил Стругов.
В российских регионах обвалилось строительство жилья
Российские застройщики резко сократили вывод на рынок новых проектов. За первые шесть месяцев 2022 года число крупных жилых комплексов сократилось на 22%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Infoline.
Спад активности застройщиков, происходит в основном на региональных рынках. В Москве же и Петербурге до сих пор сохраняется платежеспособный спрос.
Основными причинами снижения активности застройщиков стали рост процентной ставки и падение доходов населения. Сдерживающим фактором стало и увеличение стоимости реализации проектов. Совокупный объем инвестиций в один проект крупного жилого комплекса вырос на 44% больше год к году. К этому привели дефицит промышленного и инженерного оборудования и сетей, массовый уход западных производителей строительной техники.