Может ли Байден стать президентом США во второй раз? 5 причин грядущего фиаско «победителя инфляции»

6 views

В активе у Байдена два объективно замеренных экономических достижения — он победил инфляцию и укротил цены на бензин.

В июне 2022 года средняя стоимость топлива на американских заправках выросла до 5,016 доллара за галлон. Это примерно 1,33 доллара или 106 рублей за литр по текущему курсу. За год цены упали на треть:

Текущая средняя стоимость — 3,596 доллара за галлон регуляра, а в некоторых штатах и того ниже, 3,072 доллара за галлон. На наши деньги — 64-75 рублей за литр.

Справиться с неэнергетической инфляцией помог «Акт сокращения инфляции» — документ из 755 страниц, инициированный лично Байденом и подписанный 16 августа 2022 года. Вот так бодренько идет вниз уровень инфляции в Штатах:

А так снижается продовольственная инфляция:

Пожар привычно заливают деньгами. 64 млрд долларов выделено на снижение стоимости медицинских страховок и лекарства; 370 млрд — формально на климатические цели, но де-факто на поддержку местного бизнеса (привет нормам ВТО, любую другую страну за такие финты выкинули бы из организации). Для понимания: 370 млрд — это больше, чем вся доходная часть российского федерального бюджета за год.

Два достижения. А сколько неудач?

Давайте считать:

1. Борьба с инфляцией привела к росту учетной ставки Федрезерва. А это — удорожание кредита в стране, где люди привычно живут в долг, и снижение общей экономической активности за пределами секторов, попавших под господдержку по вышеупомянутому Акту. Стагфляции Штатам, скорее всего, удалось избежать. Но рецессия видится уже практически неизбежной.

2. Плотно застряли в маленькой постсоветской стране. Более того, отошли от многолетнего курса гегемона — не принимать сторон, а судить и карать. То есть застряли не только финансово, выбрасывая десятки миллиардов долларов, но и политически. В Штатах регулярно проводятся опросы о том, поддерживают ли американцы подобные бюджетные расходы. С каждым опросом число сторонников падает. Если сначала большинство противников были из числа республиканцев, то теперь поддержка падает уже и среди демократов. Достижение финальной цели — ослабить Россию настолько, чтобы она перестала быть помехой в борьбе с Китаем — пока не просматривается. Того и гляди, проект помощи «молодой демократии» придется закрывать.

3. Кстати о закрытых проектах. Позорное бегство американских войск, бросивших базы, технику и вооружения в Афганистане, ставшее поводом для многочисленных мемов в России, никто Байдену не забудет. Если объективно, Американская Империя просто закрыла провальный для себя внешний многолетний проект. Но выборы — это не логика, это эмоции. «Голосуй сердцем», как призывал в 1996 году Борис Ельцин. И кто-то обязательно сыграет афганской картой в грядущей предвыборной гонке.

4. Беспрецедентное сближение Поднебесной и Российской Федерации — плод политики Байдена. Об этом уже открыто пишут в американских СМИ. Некоторых журналистов, нарушающих «культуру отмены», то есть запрет на обсуждение отдельных тем, уже увольняют. Но шила, как известно, в мешке не утаишь. То, о чем молчит телевизор, обсуждается на низовом уровне. В барах и на кухнях.

5. Деамериканизация Европы. По визиту Макрона в Китай хорошо видно, куда дрейфует континент. И по составу делегации тоже. Французский лидер не толпу политиков с собой повез, а несколько десятков промышленников и предпринимателей. Позже вышла Польша с мнением, что чем больше США в Европе — тем лучше для Европы. Но, простите, поляки — это 679 млрд долларов ВВП, а французы — почти 3 триллиона. А недовольные торговыми запретами немцы — это еще 4,3 трлн долларов ВВП. Не хочу делать прогнозы, но в отношении Европы я бы ставил на Китай, а не на Штаты.

Вот такой расклад. И это я еще не трогал раскол в обществе между белым обеспеченным американским большинством и населением иного расового происхождения и отличных от традиционных ценностей. И не трогал возраст Джо Байдена, не касался подозрений в снижении его когнитивных способностей.

Я не знаю, какое чудо нужно совершить Байдену, чтобы честно победить на выборах 2024 года. Тут даже победа над целым товарищем Си не поможет, не говоря уж о фигурах рангом пониже.