И снова о бедности в России… Статистика Росстата и данные опросов

5 views

Нельзя жить по закону страуса, пряча голову в песок. Ведь чем глубже голова, тем беззащитнее мягкое место. Именно в этот закон лучше всего вписывается методика расчета бедности от Росстата. Вместо того, чтобы увидеть и признать проблему, а затем предложить варианты ее решения, российская статистика работает — хотите, по закону страуса, хотите, по принципу потемкинских деревень, маскируя реальность и создавая иллюзию всеобщего благоденствия.

Возрадуйтесь: в России стало меньше бедных!

Статистика за 2022 год, уточненная (то бишь пересчитанная) и опубликованная ведомством, воодушевляет. Впервые с 1992 года бедных в России менее 10 процентов населения:

  • 9,8%,
  • 14,3 млн человек.

Разница в доходе между 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян — в 13,8 раза.

Целевой показатель к 2030-му году — 6,5% населения. И у меня нет ни капли сомнения, что он будет достигнут. Потому что мерило бедности, ее пресловутая черта будет проведена ровно там, где ее захотят провести.

Кстати о черте: бедными по итогам 2022-го года названы россияне с месячным доходом ниже 13545 рублей. МРОТ в России в прошлом году составлял 15279 рублей, работающие за минималку в разряд бедных вряд ли попадут.

В других странах граница бедности динамическая. Например, стандартная для Европы методика – относить к числу бедных граждан с доходом менее 60% от среднедушевого по стране. А у нас… проводим от руки.

Порадовались? А теперь посмотрим на реальную бедность

За последние полгода я провел несколько опросов, касающихся бедности. Спасибо всем, кто активно отвечал. Аудитория канала разнообразна и в географическом, и в имущественном контексте. Судя по тому, что ответы моей аудитории отлично бьются с независимыми исследованиями уровня жизни, репрезентативность выборки достаточно высока, а погрешность не превышает 3-4%.

У 15% респондентов нет денег даже на еду. 35% могут покупать продукты, но на одежду не хватает. Обзавестись бытовой техникой или мебелью, не влезая в долги, не могут 73% (сумма первых трех групп) опрошенных:

Только у 25% опрошенных на продукты уходит менее половины дохода семьи:

И не надо надеяться, что кто-то там, наверху видит реальное положение дел. Видит медсестер, воспитателей и продавцов, которые кормят семью на 20 тысяч в месяц. Видит пенсионеров, которым приходится делать нелегкий выбор — заплатить за квартиру, купить лекарства или заменить прохудившиеся сапоги. Нет, туда поступают победные реляции, на основе которых формируется непреложная вера в рост благосостояния россиян. И нет ничего хуже для власти, чем уверовать в собственный пиар.