Некоторое время назад по случаю 80-й годовщины Восстания в гетто в Варшаве была организована церемония, на которой выступил выживший польский еврей Мариян Турский (Моше Турбович).
Напомню, что это восстание продолжалось с 19 апреля по 16 мая 1943 года и было жестоко подавлено нацистами. Оно было крупнейшим вооружённым восстанием евреев во время Второй мировой войны, а также первым городским восстанием в оккупированной Европе.
Так вот, на встрече этой присутствовали многие польские депутаты, а также Президент страны Анджей Дуда. Интересно, какие чувства внутри у них были, когда они услышали речь Турского? Варианта — два. Либо — зачем же я сюда пришел? Либо — может русские вовсе не такие, какими мы их лепим и как демонизируем?
Ну, или, конечно, еще такой вариант — за американские деньги как-нибудь перетерплю. А потом что-нибудь придумаю.
А придумали потом «главные поляки» то, что ограничили доступ к видеозаписи этого выступления в социальных сетях под предлогом «возможной фальсификацией исторических фактов».
Так что же такого сказал Мариян Турский, от чего содрогнулся политический польский бомонд?
Для начала он описал, как некоторые поляки сотрудничали с нацистами, что способствовало гибели многих евреев. Описал условия, в которых евреи находились в гетто, как с ними там обращались, как они жили в нечеловеческих условиях и как к ним относились надсмотрщики.
— Мы пережили ужасные муки и унижения, о которых трудно говорить. Нас мучили немецкие фашисты и их союзники — украинцы и литовцы. Если ты хотел пить и тебе была нужна вода, то единственный шанс ее получить был заплатить или отдать что-то ценное, например, часы.
Но больше всего Дуду и его компанию, говорят, покоробила вот эта фраза Турского:
— Свободу мне принесла Советская армия, в которой большинство составляли русские. Моя благодарность тем, кто освободил меня из немецких лагерей, будет сопровождать меня до последнего дня моей жизни.
Вообще, еще раньше, Мариян Турский много чего рассказал из «той жизни». Потрясает вот этот его рассказ — как незаметными шагами целое общество превращается в самую настоящую скотину, обрекая на смерть и пытки целый народ:
— Перенесемся на некоторое время воображением в Берлин начала 30-х. Мы почти в центре города. Район называется Bayerisches Viertel, Баварский квартал. Три остановки от Кудамма, Зоопарка. Там, где сегодня находится станция метро Bayerischer Park, Баварский парк.
И вот в какой-то момент на скамейках появляется надпись: «На этих скамейках евреям сидеть запрещено». Можно сказать: неприятно, несправедливо, это ненормально, но ведь вокруг столько скамеек, можно посидеть где-нибудь в другом месте, ничего страшного.
Это был район, населенный немецкой интеллигенцией еврейского происхождения, там жили Альберт Эйнштейн, нобелевский лауреат Нелли Закс, промышленник, политик, министр иностранных дел Вальтер Ратенау.
Потом в бассейне появилась надпись: «Посещение этого бассейна евреям запрещено». Можно снова сказать: это неприятно, но в Берлине столько мест, где можно купаться, столько озер, каналов, почти Венеция, так что можно где-то в другом месте.
При этом где-то появляется надпись: «Евреям нельзя принадлежать к немецким певческим союзам». Ну и что? Они хотят петь, музицировать, пусть соберутся отдельно, будут петь. Затем появляется надпись и приказ: «Еврейским, неарийским детям нельзя играть с немецкими, арийскими детьми». Они играли сами. А потом появляется надпись: «Евреям мы продаем хлеб и продукты только после 17». Это уже неудобно, потому что меньше выбор, но, в конце концов, после 17-и тоже можно делать покупки.
Мы начинаем свыкаться с мыслью, что можно исключить кого-то, что можно стигматизировать кого-то, что можно сделать кого-то чужим. И так медленно, постепенно, день за днем люди начинают с этим свыкаться – и жертвы, и палачи, и свидетели…
Что говорить о Польше… Если в самом Израиле в учебниках истории пишут, что главная заслуга в победе над нацизмом во Второй мировой войне принадлежит союзным войскам. О русских героях там почти не упоминается. Знают лишь о героях-евреях в составе Красной армии.
Вот, говорят, Россия и Израиль ведут переговоры, чтобы показать в Израиле недавно вышедший российский фильм «Праведник». Сильный фильм! Для меня — лучший из всех, что вышел в нашем кино за все последние годы. Кто еще не посмотрел — обязательно посмотрите.
Я вот очень надеюсь, что когда-нибудь — не сейчас, конечно — вся Европа посмотрит этот фильм. И поймет, что такое нацизм, а что такое — в противопоставлении ему — русский человек…