Европа-мама постепенно превращается в Европу-мачеху. Со времен распада СССР и заканчивая Арабской весной и текущими конфликтами, переселенцы из пострадавших стран ехали в ЕС в поисках лучшей жизни — за стабильностью и спокойствием, за перспективами и, разумеется, за мощными мерами социальной поддержки. Богатые страны Евросоюза щедро делились с приезжими деньгами, оплачивая их проживание, обучение, интеграцию в размеренную европейскую нормальность.
К чему это привело?
То, что в 90-х было ручейком, превратилось за 30 лет в полноводную реку. Если не трогать последний проблемный год, а взять более ранние данные, можно оценить масштаб прироста. В 2021 году в ЕС прибыло 2,3 миллиона иммигрантов, что почти на 18% больше, чем в 2020 году.
Всего на 1 января 2022 года 23,8 миллиона граждан стран, не входящих в ЕС, проживали в государствах-членах Евросоюза. Это 5,3% населения ЕС, то есть больше, чем каждый двадцатый.
Ассимилируется — то есть получает ВНЖ (а затем и гражданство), встраивается в экономику, работает или учится — лишь часть приехавших иностранцев. К примеру, в 2021 году получили гражданство стран ЕС 827,3 тысячи человек.
По независимым оценкам, примерно половина иммигрантов становится бременем на шее честных налогоплательщиков. Эти люди не только живут на пособие, но и зачастую не желают соответствовать европейским нормам поведения, внося заметный вклад в рост преступности.
Разумеется, мигранты целенаправленно выбирают не самые бедные страны. Так, почти половина (49,4%) населения Люксембурга родились за пределами герцогства. Велика доля мигрантов в еропейских оффшорах — Мальта (23,6%) и Кипр (22,7%) входят в топ стран ЕС с самой высокой долей иностранного населения. И чем беднее страна, тем ниже наплыв: самые низкие доли были зарегистрированы в Румынии (1,7%), Польше (2,5%) и Болгарии (3,2%).
В абсолютном выражении наибольшее количество граждан иностранного происхождения (из других членов ЕС и стран, не входящих в ЕС) зарегистрировано в Германии (15,3 млн человек), Франции (8,7 млн человек) и Испании (7,4 млн человек).
И вот теперь для проблемы нашлось решение
Уж не знаю, понравится оно прогрессивному мировому сообществу, выступающему против сегрегации людей по любому признаку, или самим мигрантам. В широкие евроСМИ идея пока не проникла, я узнал о ней из ирландского издания Irish Examiner. Странно, что после крупных волн миграции нулевых и десятых до этого никто не додумался, ведь решение было на поверхности.
Брюссель планирует начать с украинцев, но я не исключаю, что методику распространят и на выходцев из других стран. Тем, кто сумел устроиться в странах ЕС — то есть имеет работу или учится — предлагается выдать вид на жительство. Понятно, что в эту категорию входят люди, востребованные на рынке труда — от программистов, инженеров и других специалистов до замещающих низовые вакансии работников ручного труда. Люди, ставшие для принимающих стран полноценными налогоплательщиками.
Те, кому не повезло — «В сад! Все в сад!» Точнее, на историческую родину. А чтобы возвращение не выглядело как изгнание, мигрантам хотят заплатить:
Один из вариантов включает в себя способы «стимулирования добровольного возвращения», включая предоставление поддержки в течение определенного периода времени.
Не уверен, что стратегия «заплатить мигрантам, чтобы они уехали» сработает. На мой взгляд, как только период финансовой поддержки закончится, большинство из них вновь прорвется в Европу за новой дозой социалки. Ведь миф о Европе-маме до сих пор живет во многих из нас.