На волне прилетающих к Кремлю беспилотников, разговоров о повсеместном предательстве олигархов, регулярных подрывов поездов и столбов ЛЭП, ну, и наконец, принятия властями тех решений, которые можно было принять еще год назад, многие — нет-нет, да приговаривают — нам бы такого, как Батька.
И, правда… И с белорусским Майданом Лукашенко разобрался с автоматом в руках, и на границах вылавливает всех своих вредителей. Смертной казнью за измену пригрозил сразу — как только произошел известный инциндент-теракт с самолетом.
Говоря о Белоруссии Лукашенко, перед глазами как-то сразу возникают картинки бесконечного конвейра с МАЗамив, чистый до блеска Минск и, конечно, не убитое с советских времен, а процветающее сельское хозяйство.
К Александру Григорьевичу, как и ко всем белорусам, отношусь с безмерным уважением, но давайте проанализируем, смог бы президент Белоруссии стать столь же эффективным в условиях работы в России.
Многие об этом даже не задумываются, но, с моей точки зрения, Россия даже до СВО являлась самой сложной для управления страной в мире. То есть, по сути, для управления России нужен абсолютно лучший управленец в мире.
Итак, сравниваем управление Россией и Белоруссией, чтобы понять каков опыт Лукашенко в решении таких задач.
1. Площадь и население
Это самое очевидное. Белоруссия компактна. В ней живет всего 9 миллионов человек, которые расселены довольно плотно на территории в 85 раз меньшей, чем у России.
По сути – это всего лишь одна область России, а Лукашенко – примерно как губернатор, просто с расширенными функциями.
2. Рынок сбыта
У Белоруссии есть надежный и огромный рынок сбыта – Россия. Этот рынок способен поглотить в несколько раз больше товаров, чем Белоруссия в принципе способна произвести.
И, самое главное, Россия охотно все эти товары покупает, чем оказывает огромную поддержку.
Просто представьте, что рядом с Россией имелась бы максимально дружественная страна с 3 миллиардами населения и это население охотно покупало бы всё, что мы производим – от тушенки до тракторов.
Но у нас такого удобного рынка под боком нет и свои рынки мы вынуждены буквально «завоевывать».
3. Структура экономики
На данный момент Россия входит в очень узкий круг стран, производящих товары абсолютно любых категорий.
– Авиастроение? Есть – все типы самолетов от гражданских до военных.
– Автомобилестроение? Есть – от небольших электромобилей, до самосвалов
– Судостроение? Есть – от речных круизных лайнеров до атомных ледоколов и подводных лодок
– Электростанции? Строим любые – от банальных ТЭС до плавучих АЭС
– Электроника? Есть – в том числе и микропроцессоры (Эльбрус, Байкал). По крайней мере – разработка. С производством пока сложности, но они решаются.
– Текстиль? Лекарства? Космическая отрасль? Станки? Химическая промышленность? Все это есть. Да, не всегда лучше, чем у конкурентов – но есть, и развивается.
И теоретически, если закрыть все границы (как в СССР), то Россия сможет мало-мальски обеспечить себя всем необходимым. Таких стран на данный момент еще только две – США и Китай. Хотя Китай много чего не производит, особенно в оборонке. Его фишка – товары народного потребления, а вот АЭС или хороший авиационный двигатель, например, они пока построить не могут.
Что касается Белоруссии, то ее экономика гораздо проще, а потому – этой страной и управлять проще. Не нужно искать широкие рынки сбыта и бороться с конкурентами.
4. Оборонка
Россия имеет 60 000 км границ, в том числе 22 000 – сухопутных. Нас окружает 18 соседей (мировой рекорд), теоретически – на нас могут напасть с запада (НАТО), востока (Китай, Япония), юга (Турция, арабы, Израиль) и севера (НАТО через арктику).
Сравните это с Голландией или Бельгией, которые окружены союзниками и вся их забота об обороне – это отчислять 2% в НАТО. Этим странам не нужно задействовать огромное количество людей на охрану границ. Вместо этого, они могут сосредоточиться на производстве.
Белоруссия также находится в более тепличных условиях, потому что пока есть Россия – вряд ли кто-то осмелится нападать на белорусов. Так что, хоть они и тратят на оборону много, но все это, скорее, как приложение к обороне РФ.
5. Выход к морю
У Белоруссии их нет, а у России есть выход к трем океанам. Это, конечно, хорошо, но вызывает дополнительные сложности – нужно содержать 4 флота (разбросанные друг от друга на тысячи км) и, опять же, думать об оборонке, кадрах, судостроительных заводах, логистике и т.д.
6. Сложная демография
В Белоруссии просто живут белорусы. Ну, и другие национальности, которые очень близки культурно – русские, украинцы. Прочие нации – на уровне погрешности.
Сравните это с Россией, в которой одних только национальных регионов – несколько десятков. В рамках одного государства живут и чеченцы, и буряты, и чукчи, и ненцы, и татары, и калмыки, и алтайцы…
У всех разная вера, культура и даже раса. У каждого региона даже есть своя конституция и президент (либо аналогичная должность). И все эти народы нужно помирить, не допустить сепаратизма и межнациональной розни.
7. Сложная география
Вся территория Беларуси расположена примерно в одном и том же климате, причем довольно неплохом.
Россия же раскинулась от субтропиков до арктики. У нас есть и горы, и болота, и тундра, и непроходимая тайга, и пустыни. И везде живут люди. И всем нужно проводить дороги, связь, обеспечивать снабжение (одно только снабжение Якутии – это целая эпопея. Логистическая цепочка превышает, порой, один календарный год.
Естественно, чем более разнообразны природные условия – тем большее количество задач нужно решать государству.
8. Ядерная и кссмическая держава
Этот статус накладывает максимальный уровень ответственности на страну.
…И это – только некоторые существенные отличия России от Белоруссии. Продолжать можно еще долго.
Наши люди любят Лукашенко. За жесткий стиль общения с чиновниками. Да, это круто. В маленькой семье, чтобы поддерживать порядок, действительно достаточно прикрикнуть на ребенка, чтобы он прибрался. Но у Александра Григорьевича ни по одному из озвученных выше пунктов, к сожалению, нет ни опыта, ни компетенции.
От того, что увольнять всех без разбора — результата и движения вперед не будет Без реального понимания, как, например, выстроить оборонку и возродить судостроение (что произошло в России), ты хоть расстреляй всех «виновных» — толку не будет.
Поэтому Россией может управлять только такой человек, который всю свою жизнь живет в этой специфике, знает ее и набирается опыта.
Да, согласен, с тем, что происходит сейчас — с этой бюрократией и тягомотиной — тоже надо что-то делать. С этими олигархами, многие из которых только и ждут «когда же все это закончится!» Но тут, похоже, мы находимся в капкане, расставленным еще в 1999 году. Возможно, олигархи и властьприближенные одобрили в кабинете у Ельцина кандидатуру нового Президента только тогда, когда получили личные гарантии безопасности и честное слово от этого самого кандидата.
Именно поэтому, скорее всего, тот же Чубайс занимал долгие годы все сладкие места, везде все развалил, но преспокойно уехал за границу проживать счастливую старость.
Вот сделать Лукашенко главной СМЕРШа, когда тот решит оставить пост Президента Белоруссии, — это да! Хотя — нет… И этот вариант нам тоже не походит. Потому что Глава СМЕРШа нам нужен был уже вчера. И кандидат такой идеальный у нас тоже уже есть. Евгений Викторович его зовут…
Бочкарев Александр