Страны G7 готовят удар по «теневому флоту» России

917 views

Страны «большой семерки» готовят меры по пресечению обхода санкций против российской нефтяной отрасли и, в частности, механизма «потолка цен», сообщает Financial Times со ссылкой на чиновника, знакомого с вопросом. 

По его словам, санкции и нефтяной «потолок», запрещающий продавать российские баррели дороже $60, будут обсуждаться на встрече министров финансов G7 в Японии на этой неделе.

Страны «коалиции» намерены усилить борьбу с «мошенническими практиками», которые позволяют торговать нефтью из РФ по ценам выше потолка, рассказал источник FT. Среди них — манипуляции с транспондерами танкеров, которые «выключаются» в море, либо не передают данные о портах назначения. По данным Bloomberg, в таком режиме из российских морских портов экспортируется каждый третий баррель, или более 1 млн баррелей в день.

Кроме того, чиновники намерены указать и на другие признаки нарушения санкций. Среди них — попытки учитывать отдельно цену самой нефти и расходы на ее транспортировку и страхование, которые могут достигать $15-20 за баррель.

Вопреки санкциям, нефтяному эмбарго ЕС и заявлениям правительства о сокращении добычи, российские нефтяники не только не потеряли экспорт, но даже его нарастили: на неделе, завершившейся 28 апреля, из морских портов танкеры вывозили 4,1 млн баррелей в день.

Благодаря «теневому флоту» из десятков танкеров, часто отживших сроки эксплуатации и предназначенных к списанию на металлолом, средний экспорт нефти из России за последние 4 недели достиг 3,5 млн баррелей в сутки — рекорда с начала СВО.

Комментирует Анатолий Несмиян:

«Семёрка» намерена воспрепятствовать приёму российских танкеров с нефтью в портах мира. В новом пакете санкций будут предусмотрены меры воздействия на те порты, в которых будет производиться разгрузка российской нефти либо напрямую, либо с предварительной их перекачкой в другие танкеры.

Говоря откровенно, задача не из простых, так как она потребует отслеживания судов по всей цепочке, а схемы перекачки в открытом море, да еще и с выключенными траспондерами, делают подобный контроль весьма затруднительным.

Теоретически можно взять на контроль несколько танкеров и «провести» возимую ими нефть до порта получателя, после чего применить к этому порту санкции. Дело это муторное и долгое, да и доказать всё это будет непросто.

Уже поэтому подобного рода санкции могут оказаться либо неэффективными, либо просто неработающими. «Свои» порты «семерка», конечно, может проконтролировать, да и желающих рисковать там точно немного. А вот что делать с портами в других странах — здесь как раз всё очень неясно.

Нельзя исключать и радикальные решения — вплоть до потопления «серых» танкеров, хотя риски очевидны — даже пустой танкер вызовет серьезное загрязнение, а уж полный может привести к очень серьезной экологической катастрофе. Но здесь всё зависит от решимости Запада. 

В общем-то, необязательно бороться со всем «серым» флотом, достаточно запугать принимающие российскую нефть порты, чтобы сильно затруднить торговлю, вынудить использовать очень сложные, а потому крайне недешёвые, схемы, бьющие в конечном итоге по компаниям-продавцам, на которые и лягут все дополнительные расходы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Задача остается прежней — не выбить российскую нефть с рынка (и поднять цену), а снизить доходы российского бюджета. «Потолок цены» с этой задачей пока справляется, а потому цель — снизить до максимальных значений маржу российских компаний.