Мы, россияне, пройдя через дефолт в 1998 году, прекрасно понимаем, насколько тяжелый это процесс. Мы можем посмеиваться над простыми американцами, но все равно им сочувствуем, потому что знаем, что такое задержки зарплаты, обесценивание родной валюты и коллапс на рынках.
Это в нашей природе, в нашем менталитете — сопереживать другим. Как в песне — «Гондурас, Гондурас, мы с тобой в тревожный час!» А тут не какой-то неведомый Гондурас, а вполне себе богатые Соединенные Штаты вот-вот прочувствуют, каково нам было в 90-х…
Или не прочувствуют?
Пока часики тикают, денежки тают:
Остаток средств на счетах американского казначейства — всего 60,656 млрд долларов. Для Сербии, Словении или Уругвая такая цифра — валовый продукт за целый календарный год. Но у Штатов, по подсчетам Евгения Когана, только на обслуживание госдолга уйдет в 2023 году до 700 млрд долларов. А если взять процентные платежи по трежерис за уже посчитанный 2022 год, то это 475 млрд долларов или по 1,3 млрд долларов в день.
И платежи за обслуживание госдолга — не основной расход американского правительства. Еще есть траты на армию, инфраструктуру, на пособия и пенсии, на помощь другим странам на других континентах… Что будет со всеми этими расходами, если дефолт все-таки произойдет?
Бюджет
Когда оставшиеся 60 млрд закончатся, США попадут в ситуацию классического кассового разрыва. Когда обязательные расходы никуда не делись, а средств на их финансирование нет.
На самом деле, ситуация только кажется страшной. Штаты привычно живут с дефицитным бюджетом, привлекая заемные средства на финансирование тогда, когда они нужны. После дефолта от этой практики придется отказаться или существенно ее сократить. Бюджет в этом случае все равно будет исполняться, но часть расходов придется секвестировать, чтобы свести его с нулевым дефицитом.
В казну по-прежнему будут поступать налоги, сборы. Доходная часть бюджета в ходе дефолта не исчезает, казна будет наполняться. И задача федеральных властей — сделать так, чтобы поступающих средств хватало на все обязательные расходы. На мой взгляд, на то чтоб уравновесить доходы и расходы уйдет максимум недели три. От силы месяц. Никаких многомесячных задержек зарплат, как было у нас в 90-х, в Штатах не прогнозирую.
Государственные облигации
Под прошлой статьей о главных внешних держателях американских трежерис часть моих читателей сочувствовали Японии, которая умудрилась набрать их более чем на триллион. Неужто все сгорит, ничего не останется?
Дефолт — это не способ избавиться от долгов, обнулить их. Никто и никогда не превратит облигации в бумагу, зачем? Это же поставит большой жирный крест на всех последующих инвестициях.
Задача американцев — сделать так, чтоб держатели облигаций не требовали их моментального погашения, не бежали в международные суды и вообще в целом остались довольны. Да, так с древних времен работает бизнес — даже околпаченный клиент должен быть доволен и лоялен. И способ для этого есть. Даже два:
1. Рефинансировать облигации, которые должны быть погашены в ближайшее время. Де-факто это размещение новых выпусков трежерис и стимулирование клиентов взять их взамен просроченных. Чтоб веселей брали, можно предложить их с бонусом в виде более высокой доходности.
2. Замена облигаций. Можно предложить не новые выпуски по рефинансированию, а старые, погашение которых планируется позже. В США есть облигации со сроком погашения от 2 до 10 лет. Доходности по ним разные. Но если компенсировать держателю разницу, разве откажется он от замены?
Предположим, что никто не согласился на рефинансирование или замену трежерис. Что делать? Выход есть и в этом случае.
В американских банках полно денег. Кто из них откажется кредитовать целое федеральное правительство? Неужто JPMorgan? И кто же его потом допустит до выкупа активов рушащихся региональных финансовых организаций? Мы же помним, как JPMorgan в 2008 году забрал за 1,9 млрд Washington Mutual Inc. (активы на $307 млрд, депозиты на $188 млрд). И видели, как «на манеже всё те же» делили активы рухнувших пару месяцев назад банков.
Как я люблю говорить — нет нерешаемых проблем, есть неправильные подходы. Американцы хитры, прагматичны и отлично умеют себя подать. Они выкрутятся даже в случае дефолта.