Китай, Узбекистан и Кыргызстан договорились о строительстве железной дороги, которая позволит доставлять грузы в Европу в обход России.
Документ о следующих шагах по реализации проекта, который был предложен Китаем прошлой осенью, был подписан на саммите в Сиане в конце прошлой недели, где председатель КНР Си Цзиньпин впервые очно встретился с лидерами пяти центральноазиатских республик бывшего СССР.
Почти 500-километровая магистраль, которая позволит укоротить путь до Европы на 7-8 дней и обойти «токсичную» из-за санкций Россию, будет начинаться на Торугартском перевале в Кыргызстане и пройдет на север, до Джалал-Абада, где соединится с железнодорожной сетью Узбекистана.
Оттуда маршрут планируется продлить до Турции с конечной точкой в железнодорожной системе ЕС. По предварительным подсчетам, объем перевозок по новой магистрали может достигать 5 млн тонн в год.
По итогам переговоров с лидерами Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана Си пообещал им 26 млрд юаней ($3,6 млрд) в виде финансовой поддержки и «бесплатной помощи», а также предложил расширить сотрудничество в военной сфере.
По данным «Синьхуа», Си заявил о готовности Китая «укрепить оборону» центральноазиатских республик, повысить их возможности в части обеспечения безопасности, чтобы «гарантировать мир в регионе».
По данным китайской официальной статистики, в прошлом году товарооборот КНР со пятью центральноазиатскими республиками бывшего СССР составил $70,2 млрд, а его грузопоток в Европу на 80% был обеспечен транзитом через эти государства.