Председатель Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости создания реальной альтернативы китайской инициативе «Один пояс — один путь». Об этой идее она рассказала в интервью немецкому телеканалу ZDF.
«Для нас важно, чтобы мы предложили реальные альтернативы, например, китайской инициативе «Один пояс — один путь». И вот наша совместная инициатива по инвестированию в инфраструктуру за пределами Европы, за пределами G7», — сказала фон дер Ляйен.
По ее словам, имеется в виду пакет помощи в размере €600 млрд со стороны Евросоюза (ЕС) и США для целенаправленных инвестиций в инфраструктуру на Глобальном Юге (страны Африки, Азии и Латинской Америки).
Комментирует Анатолий Несмиян:
Расшифровывается сказанное достаточно просто: речь идет о борьбе за Африку — регион, который по мнению достаточно большого числа специалистов по этому региону в ближайшие несколько десятилетий «выстрелит».
Ранее Африка представляла интерес исключительно в качестве сырьевой провинции, однако постепенно в ней возникают кластеры развитой экономики, в которых растет уровень и качество жизни. И борьба за этот новый растущий рынок уже сегодня представляет интерес.
В общем-то, Африка и без того достаточно сильно интегрирована в Европу, колониальное прошлое плавно перетекло в неоколониальное настоящее, однако европейцы пропустили активность Китая, который медленно, но методично осваивал этот регион в последние полтора десятилетия, и теперь существенно сместил балансы интересов. Не фатально, но уже заметно, чтобы начать об этом беспокоиться.
Безусловно, задача не из разряда горящих, но серьезные люди проектируют свои действия на достаточно длительные перспективы. А Европа умеет в проектное управление и способна в том числе и на авральные действия. Хотя повторения прошлогоднего кризиса, вызванного кризисом вокруг России, европейцы вряд ли хотят снова. Отсюда и упреждающая стратегия на будущее столкновение интересов с Китаем.
***
Урсула дер Ляйен сообщила, что Евросоюз вводит санкции против примерно 90 компаний по всему миру за содействие или прямое нарушение санкций против России. По сути, это те самые вторичные санкции, которые должны служить предохранительным механизмом, препятствующим созданию «серых схем».
Санкций непосредственно против России принято очень много, поэтому просто по закону больших чисел возникло достаточное число лазеек. Логично, что теперь ЕС больше заинтересован в закрытии этих возможностей, чем в самих дополнительных санкциях.
Пока число санкций было невелико, опасения за свой бизнес были вполне серьезны. Теперь же возникает чисто психологическая ситуация, когда руководство компаний может принять решение о нарушении санкций всего лишь потому, что их слишком много в расчете на слабый контроль.
Поэтому и следует решение, которое должно стимулировать компании придерживаться санкционного режима во избежание ущерба всему собственному бизнесу.