Вопросов больше нет: почему растянуть ядерный зонтик над Казахстаном проще, чем над Белоруссией

18 views

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко немало озадачил российскую общественность заявлением о возможности растянуть ядерный зонтик на всех, кто присоединится к союзному государству России и Белоруссии. Руководитель Центра белорусских исследований ИЕ РАН Николай Межевич в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, насколько проще окажется вступление в союзное государство для новых членов.

Несколько дней назад, на заседании Евразийского экономического форума глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на существующий в рамках ЕАЭС уникальный геополитический феномен союзного государства России и Белоруссии, у которого политическая, экономическая и военная интеграция достигла такого уровня, что и ядерное оружие у Москвы и Минска фактически одно на двоих.

В интервью для российского журналиста Павла Зарубина Александр Лукашенко отметил, что если кто-то переживает по этому поводу, то нужно просто присоединиться к союзному государству, и тогда ядерное оружие будет одно на всех.

Однако российско-белорусское союзное государство возникло не внезапно, этот процесс тянется десятилетиями. И может показаться, что желающим влиться в этот проект придется также годами согласовывать все аспекты потенциального союза. Но как пояснил корреспонденту «Слово и Дело» политолог Николай Межевич, в начале строительства союзного государства перед Москвой и Минском стоял ряд вопросов, которые на сегодняшний день более не актуальны.

«Я прекрасно помню свою поездку в Минск в 92 году на встречу с заместителем министра иностранных дел республики по поручению председателя комитета Петербурга по внешним связям. И заместитель министра мне сказал, что, с его точки зрения, разрывать экономические связи и политические с Петербургом нельзя, но он не очень понимает в тот момент (1992 год, зима), как нам двигаться, куда нам двигаться и с какой скоростью. Слава Богу, за прошедшие с тех пор почти 32 года мы прекрасно понимаем, куда и как двигаться. Вопросов больше нет».

По мнению Межевича, белорусский лидер абсолютно верно указывает на то, что развитие двусторонних отношений проходило в условиях медленного нарастания понимания, неизбежности двусторонних связей. И сегодня в России и Белоруссии такое понимание есть. Доказывать это нужно только руководству Казахстана. Да и то, если оно этого захочет.

«Что касается слов президента Республики Беларусь, могу сказать, что полностью к ним присоединяюсь. Вы хотите ядерный зонтик? Ну что ж, пожалуйста, вставайте под этот зонтик, но это, разумеется, подразумевает и определенные шаги в экономической и политической сферах», — пояснил эксперт.

Сейчас двусторонние отношения Москвы и Минска таковы, что вопрос о ядерном зонтике не является чем-то из ряда вон выходящим. Николай Межевич подчеркивает, что на текущем уровне сотрудничества РФ и РБ общая защита такого класса выглядит вполне естественно. Но при этом путь идущих следом государств вовсе не обязан быть столь же трудным и извилистым, поскольку на главный вопрос — зачем — ответ уже есть. Дело только за готовностью соответствовать формату союзного государства, на что Казахстан идти, по всей видимости, пока не согласен.

Выстраивая крепкие, взаимовыгодные отношения с соседями, Москва не забывает и о партнерах в дальнем зарубежье. Так, в новом учебном году в четырех московских школах начнется изучение африканских языков: амхарского и суахили. Зачем российским школьникам нужны эти выглядящие крайне экзотично предметы журналу «Слово и Дело» рассказал политический эксперт Владимир Джаралла.