При всей безграничности нашей страны – мы очень дорожим территорией. Ни Кемску волость, ни Шикотан – отдавать не собираемся. Ни шведам, ни японцам! Вот и в Конституцию про это записали. Но, между тем, именно при правлении Владимира Путина Россия рассталась с тремя кусками земли.
Упрекать Президента в этом вряд ли уместно. Во-первых, уж больно они были спорными. А, во-вторых, во многом именно благодаря этим минимальным уступкам с двумя странами мы сохранили прекрасные отношения.
Это не Япония со своими неадекватными претензиями на проигранные во время войны острова Курильской гряды. Японцы воспринимают возвращение этих островов как должное, и даже их передача вряд ли бы изменила в целом негативное отношение жителей этой страны к нам. Об этом свидетельствуют данные опроса, согласно которым с симпатией к россиянам относятся лишь 13% японцев. В то время как эти показатели у китайцев – 26%, а американцев – 82%.
Итак, кому же Россия отдала эти три территории.
Китай
В 2004 году Владимир Путин и глава Китая Ху Цзиньтао пересмотрели принадлежность островов Тарабаров и Большой Уссурийский, находящиеся в месте слияния рек Амур и Уссури.
Спор с Поднебесной за эти земли шел с конца XVII века и окончательно был закрыт после Второй Мировой войны, когда СССР с молчаливого согласия китайцев присвоил значительную часть «бесхозных» островов.
В момент распада СССР китайцы об этом вспомнили. Горбачёву и Ельцину пришлось пойти на уступки и вернуть Китаю более 600 островов на Амуре.
Тарабаров и Большой Уссурийский оказались последними российскими островами, представлявшими интерес для Китая. В результате правительство отдало еще 337 км² земли.
Но вообще в обществе этот договор с Китаем подвергся в свое время жесткой критике. Государство не выплатило компенсацию россиянам, имевшим дачные участки на островах, а также запретило жителям Хабаровского края провести референдум, для оценки территориальных изменений.
Норвегия
С 1970 года Норвегия спорила с Советским Союзом за акваторию в Баренцевом море. СССР считал своей территорией все воды вплоть до побережья норвежского острова Шпицберген. Норвежцы полагали, что граница должна проходить посередине между Шпицбергеном и русскими островами Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Учитывая дружественные отношения между странами, норвежцы на своем мнении не настаивали.
Но всё изменилось, когда скандинавы обнаружили в акватории залежи нефти.
Президент России Дмитрий Медведев не стал вступать в конфликт с членом НАТО и в 2010 году просто удовлетворил требования правительства Норвегии. Граница была проведена посередине между островами.
Сейчас Норвегия не знает, с какой стороны нас укусить. Начиная с обвинений в допинге в лыжных гонках и биатлоне и заканчивая спонсированием Тихановской – лишь бы оторвать Белоруссию от России. Знать бы все наперед – дулю им, а не воды Шпицбергена!
Азербайджан
В 2010 году Дмитрий Медведев подарил Азербайджану две дагестанские деревни — Урьян-Уба и Храх-Уба, вместе с прилегающей территорией в несколько тысяч гектаров земли и 600 жителями.
Когда Азербайджан был советской республикой, он дал во временное пользование дагестанским пастухам часть своих пастбищ. Со временем на пастбищах появились деревни. Когда СССР распался, деревни по умолчанию отошли к России.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев попросил Медведева вернуть пастбища, что и было выполнено. Местным жителям дали возможность выбрать, в какой стране они бы хотели жить. Часть получила азербайджанское гражданство, остальные переехали в Дагестан.
Правительство Дагестана обещало предоставить переселенцам бесплатное жилье и денежную компенсацию. Однако помощь дали не всем и не сразу. В 2017 году дагестанские власти отчитались о выполненном обещании, но переселенцы оказались не слишком довольны, рассчитывая, согласно обещаниям, на большее.
Впрочем, несмотря на эти потери, надо признать, что Россия при Путине всё же гораздо больше приобрела, чем потеряла.
В 2013 году российская дипломатия отстояла анклав островов в Охотском море, а также ряд арктических территорий, богатых нефтью и газом. В 2018 году был подписан выгодный договор о разграничении Каспийского моря, благодаря чему присутствие нашей страны в водоеме увеличилось.
Ну, а Крым — это вообще наше все! Он стоит всех Шпицбергенов и Храх-Убов вместе взятых. И его мы не отдадим никому! За него пролито столько русской крови, что Европа и США могут хоть сто Ассамблей проводить…