Не только Финляндия получила независимость после свержения династии Романовых. Возникновение эстонской государственности тоже стало следствием распада Российской Империи. 24 февраля 1918 года Эстония провозгласила себя независимой республикой с отдельным правительством.
Что после этого произошло с экономикой страны?
Наивные эстонские предприниматели считали, что Эстонии удастся стать мостиком между новой Советской Россией и коллективным Западом. Что можно будет жить за счет транзита и торговли, балансировать — как говорится, «и нашим, и вашим, и споем, и спляшем». Ничего из этого не вышло. Раздираемой внутренними противоречиями России было не до спасения эстонской экономики, а в Европе шла Первая мировая.
Роковой ошибкой стала земельная реформа
Эстонская ферма осенью. 2013 год
Экспроприируй у экспроприаторов — это не только наша, российская история. Пример большевиков оказался заразителен. Эстония отделилась, но использовать рецепты советской власти не побрезговала.
Согласно принятому местным Учредительным собранием земельному закону 90% крупных землевладений помещиков было экспроприировано. Землю раздробили на наделы и создали 55 тысяч небольших ферм. Но то, что работало и создавало экономический рост, будучи крупным бизнесом, не смогло сохранить эффективность, будучи разделенным на десятки тысяч предприятий.
В итоге — вал банкротсв и практически полный развал сельскохозяйственной отрасли, которая до обретения независимости была одной из системообразующих в экономике Эстонии. Обнищание населения: в 1913 году 63% трудящихся региона были заняты в сельском хозяйстве, и более трети из них лишились средств к существованию в итоге земельной реформы в новой независимой Эстонии.
Сейчас многие в России жаждут отъема земли у крупных агрохолдингов и возрождения малого сельскохозяйственного предпринимательства. На примере Эстонии мы видим, к чему это привело.
А что промышленность?
Спуск на воду подводной лодки «Ёрш», произведенной в Эстонии на верфи «Ноблесснер», Ревель
Мало кто помнит, но к началу 20 века эстонская металлургия занимала лидирующие позиции в Европе. Доля металлургов в промышленности региона составляла 21%. Машиностроение, текстиль, химпром, деревообработка, пищепром — у Эстонии было все, чтобы выстоять в условиях жесткого экономического кризиса.
Эстонский Пярну, 1904 год. Дымит целлюлозный завод Вальдхоф
В составе Российской Империи Эстония производила и продавала, список не исчерпывающий:
- Машины и оборудование для молочной промышленности, винокурен, лесопераработки.
- Холодильное оборудование.
- Подводные лодки (!) и корабли (3 крупные верфи, работали в основном под госзаказ).
- Трубы.
- Сельскохозяйственные орудия (передовые для тех лет).
- Паровые котлы, двигатели, вагоны для перевозки людей и грузов.
Оказалось, что без поставок из Российской Империи и инвестиций из Европы существование большинства промышленных предприятий невозможно. Металлургия и химическая промышленность не смогли приспособиться, заводы закрывались один за другим. Машиностроение ждала та же участь.
Балтийская мануфактура в 1910 году. В том кризисе она уцелела и проработала до 2006 года
В начале 1920-х Эстония фактически утратила тяжелую промышленность. Ее значение в экономике упало до уровня статистической погрешности. Более-менее приспособились текстильщики, заменив в статистике металлургов с теми же 20-22% от валового производства. Рос пищепром. Государство зарабатывало на сланцах и торфяниках вместо строительства судов и подводных лодок.
Эстонии повезло: пост министра финансов в 1924 году занял Отто Страндман. Человек с рецептами, как вытащить страну из кризиса, не побоявшийся взять на себя ответственность за трудные решения. Но это уже совсем другая история…