Экономика падает, а цены на товары потребительского сектора быстро растут — это стагфляция. Спутник самых сложных экономических кризисов, основной удар от которых получает население.
Что мы видим в Европе?
Банальную техническую рецессию. Причем не по всей Европе, а конкретно по зоне евро, в которую входят 19 использующих единую валюту стран.
Евросоюз в целом рецессии пока избежал. Совокупные данные по 27 странам-участницам после небольшого снижения (-0,2%) в четвертом квартале показали рост ВВП на уровне статистической погрешности в 1 квартале (+0,1%).
К числу стран, вошедших в рецессию, добавилась Ирландия. Причем что называется с пинка: после небольшого падения в 4 квартале прошлого года (-0,1%) ирландцы в первом квартале 2023-го продемонстрировали сразу -4,6%. Это рекорд континента.
Наибольшее беспокойство вызывают две страны
В них помимо укоренившейся рецессии фиксируется галопирующий рост цен с потенциалом перехода в гиперинфляцию.
1. Эстония
Рецессия шествует по Эстонии пятый квартал подряд, доказывая миру, что кризис затяжной и быстрый выход из него вряд ли смогут найти даже самые талантливые чиновники.
Смотрим квартальный рост эстонского ВВП:
Смотрим данные по уровню инфляции в пятилетнем разрезе:
Рост цен не гиперинфляционный, его даже галопирующим можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Но выше 10% для европейской страны — это стагфляция. Особенно при продовольственной инфляции 20,4% (по итогам мая).
Причем собственных инструментов влияния на ситуацию у эстонских властей крайне мало, они подчиняются ЕЦБ. И прекрасно, что оно так — иначе эстонцы сейчас получили бы все те же шишки, что вторая страна, вступившая в стагфляцию.
2. Венгрия
У венгров ВВП падает уже 3 квартала подряд:
На фоне Эстонии смотрится весьма прилично, если бы не одно НО. Венгры не входят в зону евро, хотя в Евросоюз вошли в том же 2004 году, что и прибалты. ЕЦБ им не указ, они проводят собственную кредитно-денежную политику, самостоятельно таргетируют инфляцию и стимулируют экономический рост.
И вот результаты труда их монетарных властей, пятилетняя динамика по уровню инфляции:
Это классическая галопирующая инфляция с высокими рисками перехода в гиперинфляцию. Уже не по отдельным товарам, товарным группам или отраслям, а по экономике в целом. Рост цен на продовольствие в мае — 34% в годовом выражении.
Что дальше?
Стагфляционные кризисы обычно развиваются по спирали, где каждый следующий виток шире предыдущего. Экспорт стагфляции идет по тем же принципам, что и экспорт инфляции.
Скорее всего, мы увидим в Европе два формирующихся стагфляционных кластера — прибалтийский (следом пойдут Литва, Латвия и, возможно, Финляндия) и венгерский (туда войдут Румыния, Словения, Словакия, Сербия).
Дальше — больше! Если ЕЦБ не перейдет к непопулярным мерам воздействия на экономику, а бюджеты по-прежнему будут распухать от социалки, двузначная инфляция вернется в страны-локомотивы (Германия, Франция, Испания, Италия). Причем Германия уже в технической рецессии…
Поскольку товарооборот России с этими странами невелик, экспорта стагфляции в перспективе нескольких кварталов можно не опасаться. Но в более отдаленном будущем отсидеться в стороне не удастся и нам.