Уничтожение подводных кабелей США и Британии в Атантическом океане казалось нам всегда самым адекватным ответом за «Северный поток» и прочие мерзости англо-саксов. Доказать почти ничего невозможно, а эффект может быть титанический!
Но по большому счету никакой официальной информации по этому поводу, что мы там что-то подрываем, не поступало. Только — слухи.
Может, мы просто боимся таких решительных шагов? Для нас как-то сподручнее выразить озабоченность. Возможно. Но возможно дело все-таки в другом.
Вряд ли получится просто взять и отправить к берегам США боевого водолаза с ящиком динамита. Эти воды хорошо патрулируются, поэтому вблизи берега такие действия исключены, а вдали от берега уже достаточно глубоко — особенно как раз в Атлантическом океане.
Идти на каком-то судне и сбрасывать вниз взрывчатку тоже не получится.
Нужно знать точное расположение кабеля или трубопровода. Все разговоры о том, что там на дне «яблоку негде упасть» и всё в трубах и кабелях, поэтому только знай – бросай взрывчатку без разбора – сказки.
Ну, и нужно умудриться, чтобы падающая на дно взрывчатка никуда не отклонилась и угодила четко на трубу или кабель.
Вода очень хорошо сопротивляется взрыву, поэтому падение взрывчатки даже в 5-10 метрах от нужной точки может оказаться бесполезным. Что уж говорить про отклонение в 100-200 метров.
В общем, единственный адекватный вариант – это именно подводные работы. То есть погружение, обследование дна и установка заряда непосредственно на нужной линии.
Повторюсь, боевых пловцов не задействуешь на такой глубине и для такого объема работ (а там в сумме нужны десятки и сотни тонн взрывчатого вещества, чтобы перебить кабели и трубы в массовом порядке).
Да, есть подводные лодки, но в их задачи не входит изучение дна и проведение каких-то манипуляций. Они просто для этого не предназначены и у них нет такого оборудования.
Остается только одно – некий специализированный подводный аппарат, типа батискафа. И этот аппарат должен уметь, погружаясь на большую глубину, изучать дно при помощи эхолокации, а также уметь проводить манипуляции на дне, то есть устанавливать взрывчатку (как минимум, просто сбрасывать взрывчатку, находясь непосредственно над целью).
При этом надо быть достаточно бесшумным, чтобы весь этот процесс не был обнаружен противником.
О чем говорить, если в 2000-м году у России не было даже аппарата, способного опуститься на глубину в 108 метров для спасения экипажа «Курска».
Теперь же у нас есть новейший подводный дрон, способный опускаться вглубь на 6 километров! Знакомьтесь — «Клавесин-2Р-ПМ«.
Изначально «Клавесин» был гражданским подводным аппаратом, но модификация «2Р-ПМ» создавалась уже по заказу Министерства обороны.
И вот что известно об этой модификации:
Длина 6,5 метров, диаметр 1 метр
Масса 3,7 тонны
Способность погружаться на глубину до 6 километров (для сравнения, обычная подводная лодка погружается на 400-500 метров, «Посейдон» на 1 километр)
Способность при помощи мощного эхолокатора изучать дно с высокой точностью на полосе шириной до 800 метров. При этом аппарат способен выявлять «длящиеся» объекты (т.е. как раз кабели и трубы) даже при условии существенного заиливания
Аппарат запускается с боевой подводной лодки (т.е. может подойти к заданному квадрату довольно незаметно)
Аппарат автономный. Способен вести работы без подзарядки батарей до 2 суток. Управление ведется с лодки-носителя
В итоге получается, что «Клавесин» – это оружие не хуже «Посейдона». Только тот работает на физическое уничтожение целей, а «Клавесин-ВР-ПМ» способен, не уничтожая страны, отбросить Британию или США в 19-й век. Прекрасный век карет и паровозной тяги.
Получается, более гуманно, но не менее эффективно…