Когда НАТОвские летчики бороздят просторы Черного и Балтийского морей, после этого они иногда начинают жаловаться на «непрофессиональное поведение» российских пилотов. Ну, а на какие хлеб-соль они рассчитывают, подлетая к нашей границе? Пускай скажут спасибо, что не напоролись до сих пор на такого, как Василий Цымбал.
Похоже, они просто забыли воздушных асов советских лет, которые порой чуть ли не на голову им садились. Но, конечно, самой знаменитый цирк устроил тогда именно Василий Цымбал, один из лучших асов СССР.
Дело было в конце восьмидесятых. Тогда у нас полным ходом шла «перестройка» и бушевала «гласность». Железный занавес рухнул и наши потенциальные противники думали, что теперь им дозволено все. Поэтому их самолёты-разведчики стали летать над нашей страной так же часто, как над Мичиганом и Миссисипи.
Командование ВВС СССР это, конечно, раздражало, но еще больше такая ситуация раздражала наших военных летчиков.
И вот в один из таких дней – 13 сентября 1987 года — над Баренцевом морем появился очередной самолёт разведчик — P-3 Orion. Самолёт принадлежал ВВС Норвегии.
Тут важно ведь что — лётчикам СССР было строго-настрого запрещено применять оружие. Во времена застоя, вражеского нарушителя сбили бы — и делов-то, но тут нельзя — негуманно и недемократично.
Вот только на несчастье пилота «Ориона» на перехват вылетел не кто-нибудь, а «сушка» старлея Василия Цымбала. Как я уже сказал, пилота высочайшего класса. За Цымбалем уже тянулся шлейф своенравия и того, что он может выкинуть какой-нибудь фокус.
Однажды он снизился над авианосцем противника на рекордно низкую высоту и слил на его палубу немного топлива. Команда судна была в шоке! Ведь советский самолет на самом деле мог нести на своем борту ядерную боеголовку.
Быстренько подлетев к норвежскому самолёту, Василий дал понять, что тому тут не рады. Он и ракеты под крыльями Су-27 показывал, и попытался сбить норвега с курса реактивной струёй двигателей. А натовскому самолёту все нипочём — как летел, так и летел.
И вот тогда старлей Василий разозлился не на шутку! Он килем зацепил винт «Ориона», который сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же пришлось повернуть и начать движение в сторону от границы СССР.
Но Цымбал не успокоился. Он догнал норвежца и сбросил немного все того же топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» придумать было нельзя.
Вернувшись на свой аэродром, Василий Цымбал скромно промолчал о своих приключениях. А вот пилот «Ориона», глубоко оскорбленный тем, как с ним обошелся советский летчик, доложил об инциденте своему руководству. Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста.
О скандале доложили Министру обороны СССР в Москву. Разбор полетов пошел по инстанциям. Первым нагоняй получил Главком ПВО, кому подчинялась авиагруппа, в которой служил Василий Цымбал, следом досталось командиру корпуса, который тут же направился в полк для установления всех деталей происшествия.
Однако Василий Цымбал стоял на своем: «норвежцы все врут». В этот момент из Норвегии пришло видео художеств советского летчика, которые, оказывается, фиксировал пилот «Ориона». Однако талантливого летчика, действенно защитившего родную границу, наказывать не стали, лишь переведя от греха подальше для продолжения службы в Крымск.
Вот в этом самом Крымске нашим асам тоже, думаю, не занимать цимбалевского умения. И как проливать топливо на непонятно как зебредших в акваторию Черного моря натовские суда, они знают хорошо!
А тот геройский самолет Цымбаля — с бортовым номером 36 — до сих пор живой. Стоит в Лазаревском. Ну, тоже на побережье Черного моря, если что…