Черный день российской авиации: Погибло 9 летчиков

398 views

13 мая 2023 года в небе над Брянской областью российские ВВС потеряли сразу четыре борта. Два вертолета Ми-8МПТР-1, истребитель-бомбардировщик Су-34 и многоцелевой истребитель Су-35. Погибло 9 летчиков, выживших нет (upd: по уточненным данным погибших 11, экипажи Ми-8МПТР-1 состоят из 4 человек).

Как отметили в профильном телеграм-канале Fighterbomber, таких потерь российская авиация не несла с марта 2022 года. Другой профильный канал Helicopterpilot назвал произошедшее «черным днём» российской авиации.

Этот же канал Helicopterpilot подтвердил, что оба сбитых борта Ми-8 были вертолетами РЭБ в варианте Ми-8МТПР-1. На борту вертолетов стоит комплекс радиоэлектронной борьбы «Рычаг-АВ».

Предназначение вертолетов – групповая защита летательных аппаратов и наземных объектов от средств воздушного нападения и ПВО противника. Таким образом, в Брянской области сбита вся авиагруппа из двух вертолетов РЭБ, одного ударного самолета и истребителя, выполнявшего воздушное прикрытие.

Версии произошедшей трагедии

Официальных комментариев от Минобороны России, спустя сутки после произошедших событий, так и не последовало. Такое поведение только ведет к появлению разных версий, в том числе, максимально бредовых.

1. Наиболее вероятная: авиагруппа сбита украинской ПВО. На вооружении украинской армии имеются комплексы ПВО С-300В. Комплекс базируется на гусеничном шасси и обладает хорошей проходимостью.

Пусковые установки из состава комплекса ПВО С-300В на параде в Киеве

Советские зенитные ракеты 9М82/83, принятые на вооружение в 1984 году, в состоянии поражать аэродинамические цели на удалении до 100 км. Таким образом, размещенные в 40-50 км от границы на территории Черниговской области пусковые установки комплекса С-300В в состоянии поразить воздушные цели возле города Клинцы.

Ещё один вероятный кандидат – ЗРК «Патриот». ЗУР PAC-2/GEM+ этого комплекса в состоянии поражать аэродинамические цели на удалении до 100 км. Но вряд ли ВСУ пошли бы на такой риск, подставляя под удар одну из самых совершенных систем ПВО в своем распоряжении.

Утверждение о возможном использовании комплекса NASAMS не выдерживает критики, так как комплекс в таком случае разместили бы на самой границе. NASAMS в состоянии запускать ракеты средней дальности воздушного базирования AIM-120C-5 с дальностью стрельбы 105 км. Но это дальность стрельбы ракет при запуске с самолета. При старте с земли дальность действия ракет уменьшается в разы.

Поражение самолетов и вертолётов в небе над Брянской областью могло осуществляться: либо в режиме авиационной засады, когда комплексы специально выдвинули к границе, зная о возможном маршруте вылета группы; либо это целенаправленные действия ВСУ по развертыванию ПВО на границах страны.

Комплексы могли отправить в северные области Украины после того, как их место в обороне Киева и других городов заняли западные комплексы ПВО, тот же ЗРК «Патриот».

2. Менее вероятная – украинские истребители с ракетами AIM-120 AMRAAM. Различные модификации ракет AIM-120 обладают максимальной дальностью полета от 70 до 105 и даже 180 км. О поставках подобных ракет сообщали Пентагон и Великобритания. В теории ракеты действительно могли быть сопряжены с советскими истребителями МиГ-29, Су-27.

Американская ракета средней дальности класса «воздух—воздух» AIM-120 AMRAAM

Но здесь есть нюансы, чтобы атаковать воздушные цели, истребители МиГ-29 и Су-27 должны обнаружить их сначала своими РЛС. Это самое узкое место концепции использования ракет AIM-120.

Либо на переданных Украине польских или словацких МиГ-29 полностью заменили РЛС и элементную базу, позволив эффективно использовать ракеты AIM-120, либо наведение истребителей велось с Земли с помощью переданных РЛС.

Правда, в такой версии существует ещё один нюанс. Для запуска ракет на заявленную производителем дальность, украинские истребители должны были набрать высоту. В конфликте, в котором авиация, рискнувшая «отклеиться» от земной поверхности, обнаруживается средствами ПВО, это рискованно.

3. Невероятная версия. Все четыре воздушных судна сбиты российскими системами ПВО. Любой военный конфликт и даже мирное время доказывают, что случаи дружественного огня имеют место быть. Авиация часто становится жертвой собственной ПВО. Однако сбить одну цель – это трагедия, такие случаи известны. А сбить сразу четыре разных цели с работающими ответчиками «свой-чужой» – это уже за гранью фантастики.

4. Безумная версия. Самая безумная из версий – ДРГ противника с ПЗРК. Эту версию продвигал у себя в телеграм-канале Игорь Стрелков, он же Гиркин, он же Рунов.

Характер осколочных повреждений лопасти сбитого Ми-8МТПР-1 наглядно опровергает версию с любым ПЗРК.

Версия абсолютно безумна, потому что предполагает не только существование четырех разных ДРГ противника, сбивших практически синхронно четыре воздушных цели в разных районах Брянской области, но и полное отсутствие улик. Куча свидетелей сняли с земли сбитие вертолетов и самолетов, но никто не снял пуск ракет? А потом все ДРГ дружно растворились в брянских лесах.

Но это лирика. Полностью опровергают версию с ПЗРК повреждения лопастей сбитого Ми-8. Осколочные поражения слишком велики и не характерны для небольших ЗУР переносных комплексов.

Косвенно это подтверждается и отсутствием выживших пилотов. Боеголовки ЗУР и УР класса «воздух-воздух» перечисленных выше систем весят от 20 до 90 кг и формируют массу тяжелых осколков.