Стало понятно, что делал Шойгу на танковом заводе

739 views

Россия, и без того десятилетиями производившая танков больше всех в мире, изо всех сил дополнительно и резко продолжает наращивать производство этих боевых машин. Причем, в объемах, которые не объяснить рамками одной только продолжающейся второй год спецоперации на Украине. Просто всем очевидно: столько не нужно для победы в нашей СВО. Если, конечно, не иметь ввиду ее немедленное перерастание в куда более масштабный вооруженный конфликт.

Очередным шагом в том же направлении стала состоявшаяся на днях инспекционная поездка министра обороны Сергея Шойгу в Омск. В этом сибирском городе глава военного ведомства 16 июня подробно ознакомился с делами предприятия «Омский завод транспортного машиностроения». Том самом, основной продукцией которого много десятилетий как раз танки и являлись. Одних только Т-55 за советские годы здесь было выпущено 12.870 единиц.

Но настоящую славу «Омсктрансмашу» принес газотурбинный Т-80, по настоянию министра обороны СССР маршала Дмитрия Устинова принятый на вооружение Советской Армии в 1976 году. С самого начала это машина была признана прорывной, нашим ответом на американские «Абрамсы», что тоже только начали появляться у вероятного противника.

Чем так хорош был Т-80? Его газотурбинный двигатель даже в условиях экстремально низких температур заводился, как говорится, «с полтычка». И давал куда большую мощность, чем дизельные агрегаты, которые до сих пор мы ставим на Т-72 и Т-90 различных модификаций.

Как следствие — Т-80 имел высокую скорость и отличные боевые характеристики. Он превосходил более экономичного и потому продолжавшегося параллельно выпускаться в Нижнем Тагиле Т-72 в маневренности на поле боя. К тому же у Т-80 была в два раза выше задняя скорость, выше скорость вращения башни, лучшая стабилизация орудия и плавность хода. Что особенно важно в танковых дуэлях и в боях в условиях городской застройки.

Да, он был прожорлив по части топлива и потому очень дорог в эксплуатации. Но заливавший нефтью полмира СССР мог позволить себе роскошь наряду с тысячами уральских Т-72 иметь и такую армаду.

К тому же Т-80, как оказалось, имел на диво большой модернизационный потенциал. Это стало ясным каждому, когда к 1985 году Омск выдал принципиально новую модификацию той же машины — Т-80У. Чем тот был хорош?

На и без того вполне приличном танке установили новую систему управления огнем 1А45 «Иртыш» с дублированием от командира. Усиленный двигатель на 1100 «лошадок». Улучшенную противотанковую управляемую ракету «Инвар», способную пробивать бронепреграды, оснащенные блоками навесной динамической защиты при стрельбе на дальности до пяти километров.

Чуть позже на Т-80У поставили и тепловизоры. Это сделало омский танк безусловно лучшим по маневренным и боевым характеристика в Советской Армии. Как следствие — на них были срочно перевооружены все наши дивизии, стоявшие на территории Германии и предназначенные для первого и всесокрушающего удара по странам блока НАТО в случае начала большой войны.

Задним числом комментируя все те события и отдавая должное достижениям наших конструкторов, американский журнал The National Interes 15 августа 2015 написал: «За свою высокую скорость эту боевую машину прозвали „танком Ла-Манша“. В советских военных играх было принято считать, что Т-80 из Германии способны достичь берегов Атлантического океана за пять дней — при условии, что они не будут испытывать проблемы с горючим».

Но, как известно, вскоре СССР развалился. Тогда мы опрометчиво решили, что весь мир отныне и навсегда с нами в нежной дружбе. А значит — и отличные танки нам не особенно и нужны. Разве что гонять иногда разных там террористов по горам и пустыням.

Поэтому, сочла Москва, грозные, но требовавшие больших расходов омские танки стране ни к чему. Их выпуск на «Омстрансмаше» прекратили в 1998 году. Оставив некоторое количество (около 250-ти по состоянию на 2023 год) уже имевшихся машин для боевых действий в арктической зоне, где им по-прежнему не было равных.

А что же завод? В условиях резко обвалившегося гособоронзаказа он барахтался как мог. Наращивал выпуск продукции гражданского назначения. Проводил ремонт и модернизацию «арктических» танков. По собственной инициативе разрабатывал даже так называемый «Объект 640», больше известный как танк «Черный орел». С явно унаследованной от Т-80У ходовой частью и необитаемой башней.

Опытный образец этого, как утверждали создатели, «танка четвертого поколения, по совокупности боевых качеств превосходящего лучшие западные машины — М1А2 «Абрамс», «Леклерк», «Леопард-2», «Челленджер-2», был с соблюдением строжайших мер предосторожности (с расстояния не ближе 150 метров и с прикрытой маскировочной сетью башней) продемонстрирован публике в Омске в 1997 году.

Но интереса у наших военных танк не вызвал. И потому сгинул, фактически не родившись. Впрочем, как утверждают, послужив фундаментом для некоторых инженерных решений, впоследствии примененных при разработке пока тоже не слишком счастливого нашего Т-14 «Армата».

Однако и после этого потрясения явно скучавший по прежней тематике «Омсктрансмаш» руки, к счастью, не опустил. В его конструкторских недрах к 2019 году был разработан Т-80БВМ со множеством дополнительных достоинств. Среди которых наиболее принципиальны новый прицел «Сосна-У», активная зашита «Арена-М» и динамическая защита «Реликт».

Тут уж Минобороны просто не смогло пройти мимо. И в 2017 году заключило с Омском контракт на поэтапную модернизацию всех сохранившихся в строю танков до этого же уровня.

Видимо, так, ни шатко, ни валко это бы и продолжалось, если бы не начало нашей спецоперации на Украине. Про омские танки генералы не просто вспомнили. Стали стучать ногами и требовать их как можно больше. Новых и модернизированных.

Что, собственно, скорее всего, и заставило Шойгу на днях прилететь в Омск. Тут ему показали дополнительные, продиктованные уже событиями на Украине, новшества на давно знакомом танке.

В частности, заводскую навесную экранировку башни с блоками динамической защиты от ударов с воздуха дронов-камикадзе. А еще — собственный защитный чехол в виде комплекса средств снижения заметности (КССЗ) «Накидка». Прежде такие применялись только на самых современных уральских танках Т-90М «Прорыв».

Что дает «Накидка», только что разработанная московским НИИ «Стали»? Это набор радиопоглощающих чехлов, в разы снижающих вероятность обнаружения защищаемого объекта со стороны РЛС противника. Кроме того, КССЗ до неузнаваемости меняет облик машины, экранирует тепловое излучение ее двигателя и таким образом мешает обнаружению танка в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах.

Понятно, что это не могло не порадовать министра. Но вот темпы работы завода… Без особого риска ошибиться можно предположить, что Сергей Кужугетович был расстроен увиденным. После многолетнего фактического простоя былой флагман нашего танкостроения, похоже, сильно чихает и кашляет, со скрипом раскручивая свой конвейер.

Во всяком случае, в беседе с руководством предприятия министр обороны не скрывал огорчения: «Налаживайте работу, потому что так относиться к этому… У нас план. Разбирайтесь и докладывайте: что, когда, сколько. Если нужны люди (на производстве), мы вам поможем».

По сведениям из Омска, по итогам поездки Шойгу задача перед заводчанами-сибиряками поставлена такая: первые пятнадцать уже готовых Т-80БВМ в войска отправить немедленно. А всего до конца года дать армии не менее 153 таких все более и более замечательных танков.

Поскольку до истечения установленного срока осталось всего примерно шесть месяцев, выходит, что «Омсктрансмаш» обязан выпускать примерно по танку Т-80БВМ в сутки. Иначе никак не уложиться в рамки, установленные Минобороны.

Теперь предлагаю продолжить арифметические упражнения. 9 июня 2023 года в статье «Русский „Прорыв“ против „Абрамсов“ и „Леопардов“: три новых танковых армии Шойгу разрежут Украину на куски» мне уже приходилось писать, что один только нижнетагильский «Уралвагонзавод» до конца года получит из Челябинска порядка полутора тысяч танковых дизельных двигателей для Т-72 Б3 и Т-90М «Прорыв».

Выходит, примерно столько же новых танков этих типов за 2023 год и выкатится из его ворот. Чего, как мы подсчитали, по численности достаточно для формирования в среднем примерно трех дополнительных танковых армий.

Но для Т-80БВМ дизельные двигатели не годятся. Им подавай газотурбинные ГТД-1250 разработки ГУП «Завод им. В.Я. Климова», специализирующегося на авиационной тематике. Выходит, это сверх тех полутора тысяч, о которых шла речь в упомянутой статье.

А это значит, что Россия в 2023 намерена обзавестись еще и примерно среднестатистической дивизией доведенных до высокой степени совершенства и потому грозных для любого противника новеньких газотурбинных Т-80БВМ, точно не зря прозванных американцами «танками Ла-Манша». В дополнение, естественно, к сотням таких же, но произведенных в прежние годы.

Что Украина и те, кто за ее спиной, намерены противопоставить этой армаде? Примерно 350 своих М1А2 Abrams, Leopard 2 и Challenger 2, что обещаны Западом Владимиру Зеленскому в течение ближайших полутора лет?

Не будем спорить о достоинствах и недостатках наших и перечисленных типов вражеских машин. Просто примем как данность, с которой вряд ли кто-то возьмется поспорить: российские даже за счет обычного численного превосходства на поле боя легко втопчут гусеницами противника в жирные украинские черноземы. И чем дальше, тем проще это будет сделать.

Но зачем-то же мы продолжаем на полную катушку раскручивать маховики танковых конвейеров и в Омске, и в Нижнем Тагиле? И министр обороны России даже сильно переживает, когда ему кажется, что какой-то из этих конвейеров мог бы вращаться и поскорей? Тогда получается: Москва уверена, что дело уже очень скоро может выплеснуться далеко за эти самые черноземы?

Откровенно говоря, иного объяснения даже в голову не приходит. А вам?

Сергей Ищенко