Китай для американцев сегодня — буквально открытая книга. А.Несмиян о визите Блинкена в Китай

6 views

Правительственная «Российская газета» уже успела откликнуться на визит госсекретаря Блинкена в Китай и вынесла вердикт: визит не удался и не принес результатов:

Общие фразы и отсутствие конкретных результатов по итогам визита госсекретаря США Энтони Блинкена в Китай позволяют довольно широко трактовать его итоги в ту или иную сторону. В целом, хотя о скорой нормализации напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира говорить преждевременно, Китай и США обозначили стремление избежать конфликта и перевести отношения в русло управляемого соперничества.

Блинкену не удалось договориться о возобновлении диалога военных Китая и США. По данным Центрального телевидения Китая, Си Цзиньпин попросил гостя передать привет президенту США Джо Байдену, который уже не один месяц добивается телефонного разговора с китайским коллегой.

Спешить с оценками, наверное, не стоило

Встреча с Си Цзиньпином носила, скорее, знаковый характер и могла вообще не состояться в силу разного статуса. Кстати, это было подчеркнуто при рассадке сторон за столом — Си Цзиньпин во главе, Блинкен — по правую руку. Технически председатель КНР и не был обязан принимать госсекретаря, а важные вопросы по существующему этикету можно обсуждать лишь с равным. Гонцу можно разве что бумажку с посланием передать для его начальства.

Но вот перед встречей с Си Цзиньпином Блинкен в режиме нон-стоп более 10 часов общался с чиновниками высшего звена, и как раз эту часть СМИ вообще не осветили, так что результаты визита госсекретаря — они на самом деле там, в этих 10 часах.

Китай для американцев сегодня — буквально открытая книга. Кризис, в который попали китайцы, для американцев хорошо знаком — они сталкивались с подобным во время краха азиатских тигров, и везде причина была одна и та же самая — слишком быстрый рост, с которым перестала справляться система управления. Ухудшение качества управления приводило к одному и тому же эффекту каскадного накопления ошибок, которые достаточно быстро приводили к острой фазе кризиса.

Однако отличие «той» ситуации от нынешней заключается в том, что все «тигры», когда приходили к выводу о неизбежности краха выбранной ими модели, не доводили ситуацию до полной катастрофы, а выбирали мягкий или относительно мягкий вариант кризиса, который выражался в стагнации. Япония — наиболее характерный пример. В 1995 году ВВП Японии год к году вырос на фантастические 10 процентов, а уже в 1996 году рухнул до минус 10 процентов. После чего начались «качели» с резкими падениями и подъемами (начиная с 1996 года три года — 1996, 2001 и 2013 падения ВВП год к году составляли более 10 процентов — в 2013 вообще более 16%), три года — 1999, 2008 и 2016 подъем был более 10 процентов год к году.

И только в последние 6 лет колебания в ту и другую сторону начали составлять буквально проценты. Классический и очень характерный посткатастрофический график колебаний системы.

Однако Китай отказывается признавать крах своей модели и пытается разрешить возникшую ситуацию экстремальными усилиями. Шанс, конечно, есть, но нужно понимать, что в подобной ситуации еще никто не смог выйти из настолько масштабного кризиса. Ни у кого не получилось.

Ни у кого — кроме США

Они вытянули Великую депрессию по японской модели, войдя по ее итогам в стагнационный тренд, но участие и победа во Второй мировой войне, причем победа на условиях США, с замещением Великобритании в качестве мировой сверхдержавы и передачей доллару статуса мировой валюты создали для США абсолютно новую модель, которая существует и по сей день.

В общем, Китай хочет повторить американский сюжет, но по возможности без мировой войны, в которой еще нужно победить.

Технически США могут помочь китайцам в этом вопросе. Могут — но на своих условиях. Вот эти условия и есть предмет встреч, контактов и переговоров. И оценивать их по одной текущей встрече попросту нелепо.