Рынок бензина оказался в состоянии «идеального шторма», несмотря на санкции, усложняющие продажу за рубеж как сырой нефти, так и продуктов ее переработки.
С начала года биржевые цены на бензин в России взлетели более чем на 70% и в конце июня переписали исторические рекорды — 58711 рублей за тонну «Регуляр-92» и почти 66 тысяч рублей за тонну «Премиум-95».
И хотя правительство заверяет, что производство бензина в стране растет, на деле на оптовом рынке возник заметный дефицит, сообщили Reuters трейдеры и источники в отрасли.
По их словам, перед сезонными ремонтами нефтеперабатывающих заводов в стране формировали «неприкосновенный запас» бензина, который на апрель должен был насчитывать 2 млн тонн. Но теперь, когда НПЗ остановили работу из-за профилактики, это топливо на рынок так и не поступило.
Возможно, «запасы были только на бумаге», говорит один из источников Reuters. По данным агентства, в июне суммарный объем первичных биржевых продаж бензина на бирже был 22% ниже, чем в июне прошлого года. При этом продажи Аи-92 рухнули на 32%.
Другая версия, по словам трейдеров, заключается в том, что крупные нефтяные компании намеренно придерживают объемы бензина, чтобы поднять цены еще выше.
Дорогой бензин нужен нефтяникам, чтобы компенсировать резкое сокращение выплат из бюджета. Речь идет о так называемом демпферном механизме, который власти запустили в ответ на бензиновый кризис 2018 года: если внутренние цены на бензин ниже экспортных, правительство доплачивает нефтяникам разницу из казны, и наоборот — если внутренние продажи выгоднее, компании платят повышенный «налог».