Рост расходов на силовые действия и структуры и резкое падение сырьевых доходов нанесли прохудившемуся российскому бюджету травму, требующую хирургического вмешательства.
Минфин рассматривает возможность “фронтального” секвестра всех “незащищенных” расходных статей на 10% в 2024 году, сообщают “Ведомости” со ссылкой на источники, знакомые с итогами совещания про бюджетным проектировкам. “Под нож” могут пойти все траты, кроме ассигнований на армию и силовые структуры, а также социальные обязательства.
Проблемы, по словам источников “Ведомостей”, возникли из-за новых поручений президента Владимира Путина, на которые денег в казне просто нет.
По итогам января-мая в бюджете образовалась “дыра” на 3,4 трлн рублей, а без обеспечения налоговой выручкой оказалось 28% потраченных правительством денег.
Нефтегазовые доходы рухнули вдвое из-за скидок, которые приходится давать нефтяникам, и отключения газа европейским странам, оставившего «Газпром» без главного экспортного рынка. Совокупные налоговые сборы просели на 18%.
Почти 30% бюджета — около 4 трлн рублей — правительство тратит на армию и производство оружия, из которых около 80% проводит по секретным статьям. Общий объем закрытых расходов в 2023 году подскочил почти в 10 раз и составил 3,5 трлн рублей, по оценке Института Гайдара.
По прогнозу аналитиков Deutsche Bank, дефицит бюджета-23 может составить около 5 трлн рублей при плане 2,9 трлн. Как итог в 2024 году Кремль может остаться без возможности провести традиционную раздачу денег населению перед выборами президента, предупреждают в DB.
Инициатива Силуанова и реакция на нее
С инициативой фронтального секвестра министр финансов выступил 29 июня на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. По словам собеседников издания, участники заседания, представляющие распорядителей бюджетных средств, отреагировали негативно на предложение Силуанова, но согласились, что оптимизировать расходы нужно.
Практически все выступающие после главы Минфина просили разрешить им самим определять, какие расходы для них в приоритете, а от каких они могут отказаться, вместо того чтобы сокращать траты по всему периметру программ.
В качестве альтернативы секвестру бюджета предлагалось наращивание заимствований, но участвовавший в заседании представитель Банк России выступил резко против этого. Он объяснил это возникающим перекосом в кредитовании госсектора, что может ограничить коммерческим компаниям доступ к займам.