Дональд Трамп встретился с Владимиром Зеленским. Это четвертый визит президента Украины в США в рамках переговоров.
Переговоры проходили в резиденции Трампа во Флориде в закрытом формате и длились около двух часов. Но перед началом Трамп успел заявить, что процесс — в завершающей стадии, что обе стороны настроены очень серьезно. Обсуждались гарантии безопасности Украины. Стало известно, что речь идет о двух соглашениях — трехстороннем — между ЕС, Украиной и США. И двустороннем — между Украиной и США.
Оба договора построены на тех же принципах, что и глобальный договор Северного альянса: нападение на одного из союзников повлечет военную реакцию остальных.
Кроме того, Украина по-прежнему рвется в ЕС и настаивает на том, чтобы в мирном договоре была указана дата вступления. ЕС по этому вопросу невнятно мычит, если называть вещи своими именами.
И главное: планируется создание нескольких фондов по восстановлению Украины. Общая сумма инвестиций, которую назвал Зеленский — 800 миллиардов долларов. Как говорят в народе, ларчик просто открывался.
Трамп, разумеется, на все подобные идеи кивает, как интерьерный болванчик в салоне авто. При этом старается сделать разговор как можно более абстрактным:
“Америка готова поддерживать Украину и дальше, и больше, и сильнее…” — высказывается в этом ключе.
А Зеленский хочет конкретики. А если точнее, конкретных сумм и внятных гарантий. И складывается абсолютное ощущение, что скорее для себя лично, чем для страны. Впрочем, судя по фото, Владимир Александрович не весел.
Переговоры очевидным для всех образом подходят к финалу: все стороны оценили прогресс как “решено на 90%”.
В чем, собственно, “затык”?
Конечно, в основном — в спорных территориях. Россия не отдаст Крым, Донбасс, ЛНР, Запорожье и Херсонскую область, о чем было сказано многократно и на всех уровнях. А Зеленский, что называется, “уперся рогом”.
Впрочем, кажется, давление Трампа и манящие 800 миллиардов оказывают на него гипнотическое действие — прозвучали слова “будет решать украинский народ” и раздалось какое-то невнятное бормотание про референдум.
То есть если раньше Зеленский категорически отказывался даже обсуждать уступку территорий, то теперь обсуждает. Впрочем, возможно с этим и связано его скорбное выражение лица на репортажных фотографиях.
Кроме того, не найдено решение по Запорожской АЭС. Украина настаивает на том, чтобы разделить ее между Киевом и США, представители Трампа говорят, что стоит включить Россию.
Если оценивать ситуацию в целом, то, похоже, все идет к тому, что мирный договор вот-вот согласуют.
Европа взяла на себя огромные и устраивающие Украину обязательства в рамках предложенных Зеленским гарантий безопасности. Иными словами, деятели с Банковой отчетливо понимают, что сейчас самое время спрятаться за широкую спину ЕС и, как в том анекдоте про пожилого генерала в цирке, “прекратить ерунду”.
При большом желании украинская пропагандистская машина выдаст этот исход за Победу, можно будет еще какое-то время делать хорошую мину. Правда, придется пожертвовать самой малостью: попрощаться с территориями.
Но, похоже, Зеленский понял, что иных вариантов попросту нет. И находится в стадии принятия.
Что ж, будем надеяться, что это действительно финальный сезон.
Мария Дегтерева

