
Американские компании возобновили импорт российского урана после двухмесячного перерыва. По крайней мере те, чьи импортные накладные публикуются в открытых источниках. США и Россия выдают специальные разрешения на поставки, так как те находятся под санкциями и ограничены годовыми квотами, в которые приходится укладываться американским компаниям.
В октябре Framatome и Westinghouse возобновили импорт российского обогащенного урана в Соединенные Штаты. По данным сайта экспортно-импортных операций ImportGenius, 20 октября первая получила 97 тонн гексафторида от российской Tenex, а Westinghouse — 11 тонн.
В США груз доставило специализированное судно Atlantic Action II. 3 ноября оно находилось в Хьюстоне.
Октябрьские поставки стали первыми с июля, когда Global Nuclear Fuel принял более 55 тонн гексафторида урана, а Westinghouse — 14,5 тонн.
Импортеров российского обогащенного урана в США больше, чем три компании. Однако те не раскрывают свои данные. Например, один из крупнейших закупщиков — Centrus Energy.
Судя по всему, реальные поставки могут быть более регулярными. Так, например, другое специализированное судно, Atlantic Spirit, находится на подходе к России и 6 ноября планирует прибыть в Санкт-Петербург, по данным АИС судов.
В августе 2024 года в Соединенных Штатах вступил в силу запрет на закупку низкообогащенного урана. Но с исключениями, которые американские компании и получили. Однако в ноябре уже российское правительство ввело запрет на поставки в США. В Москве предусмотрели разовые лицензии. Их начали выдавать уже после прихода в Белый дом Дональда Трампа. При этом все поставки ограничены квотами. Например, в 2024 году они составляли 476 тонн.
Возобновление поставок началось в феврале, когда в США доставили первый груз — 100 тонн для Westinghouse и Global Nuclear Fuel Americas. Данных по Centrus Energy нет, но компания сообщала, что Tenex получила три специальные лицензии, которые позволяют ей экспортировать низкообогащенный уран американской компании.
В США заявляют о росте добычи урана. Однако это никак не решает главную зависимость США от России — по услугам на обогащение. «Росатом» контролирует более трети мирового обогащения. Управление информации министерства энергетики США (EIA) сообщало, что в 2023 году доля российского низкообогащенного урана в Соединенных Штатах составила 27%, тогда как собственного — 28%.