Dark Mode Light Mode

Добровольцы кончились, резервистов ставят в строй. Мобилизованным дали шанс уйти на новых условиях

Добровольцы кончились, резервистов ставят в строй. Мобилизованным дали шанс уйти на новых условиях

Военкоры говорят о проблеме с набором добровольцев – на это есть семь причин. Подписанный президентом закон получил метку «тихой мобилизации». Вымотанных в боях солдат наконец отпустят домой?

«Тихая» мобилизация

Законопроект о сборах резервистов на слуху уже несколько недель. Не успели СМИ написать об инициативе, как в сети на нее тут же повесили метку «тихой мобилизации». Многие опасались, что под видом специальных сборов мужчин отправят на передовую.

Инсайдерский канал «Тайная канцелярия» пишет, что руководство страны считает текущие темпы набора по контракту полностью удовлетворительными для выполнения задач СВО, а вбросы о «новой волне мобилизации» не что иное, как элемент информационно-психологической войны:

Волна фейков в соцсетях и украинских Telegram-каналах напрямую связана с деятельностью ЦИПСО и западных медиацентров, которые стремятся посеять тревожные настроения внутри России.

Как ранее объяснил замначальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ Владимир Цимлянский, резервистов намерены привлекать к защите объектов критической инфраструктуры на территории их родного региона.

Добровольцы кончились, резервистов ставят в строй. Мобилизованным дали шанс уйти на новых условиях

Командир бригады «Святой Георгий» задаётся вопросом: почему такая запоздалая реакция? О резервистах вспомнили только на исходе четвёртого года СВО, после того, как налеты на гражданские объекты стали регулярными. Он также обратил внимание на то, что условия службы будут неравными:

Очевидно, что задачи резервистов в приграничных с зоной СВО регионах и, например, на Чукотке, будут существенно различаться.

Будут ли это учитывать при выплатах, станут ли присваивать статус участника боевых действий, сколько будут служить – вопросы, которые пока остаются без ответов.

Добровольцев хватает или нет?

Ещё месяц назад блогер Александр Картавых рассказал, что у него состоялся диалог с неким госслужащим, который пожаловался на нехватку добровольцев – мол, выплаты повысили, а «за ленточку» они не хотят. При этом почему – непонятно.

Картавых попросил экспертов рассказать, что их смущает в текущей ситуации на фронте. На его вопрос откликнулись в том числе известные военкоры и блогеры, которые доставляют гуманитарку нашим бойцам. Удалось выделить семь «болевых точек», главными из которых названы недоверие к «работодателю» и условиям контракта. Автор канала «Убежище №8» указал, что парни служат без конкретного срока. Не учитываются навыки людей, человека, имеющего опыт работы с дронами или инженера, который умеет возводить нужную инфраструктуру, отправляю штурмовиком. Проще говоря, ценные ресурсы разбазариваются из-за некомпетентности или каких-то неявных мотивов.

Жалуются бойцы и на условия службы. На четвертый год СВО наблюдаются перебои со строительными материалами, инструментами, БПЛА и комплектующих, медицинских расходников, средств связи. Растет напряжение по оси «мирная жизнь – война», критика элит, которые продолжают оставаться на позиции «и нашим, и вашим».

Но если оперировать официальными цифрами, то нехватки добровольцев нет. 17 октября зампред Совбеза России Дмитрий Медведев сообщил, что с начала 2025 года 336 тысяч человек заключили контракт с ВС России. Ещё 28 тысяч стали добровольцами. Это чуть меньше, чем было в 2024 году и значительно больше, чем в 2023.

Мобилизованных – по домам?

На фоне инициативы с резервистами у многих возникает вопрос: а не провести ли просто ротацию и вернуть мобилизованных домой?

Эдуард Шарафиев продолжает рассуждать по поводу создаваемой службы по охране объектов:

Представляется странным, что резервистов, заключивших контракт с Министерством обороны, отправляют охранять объекты, в то время как гражданских лиц привлекают к выполнению задач на линии боевого соприкосновения.

По его мнению, лучшим решением было бы организация отрядов территориальной обороны в тех регионах, где это необходимо. Резервисты же могли бы либо сменить мобилизованных, либо влиться в армию и усилить группировки, тем самым приближая победу на СВО.

Авторы «Военной хроники» считают, что привлечение резервистов в охрану логично. А вот на СВО им не место, так как в их числе либо люди старших возрастов, либо с ограничениями по здоровью. То есть в бой не пошлёшь, но для службы на складах или в охране – годны.

Резервисты – это не запасной мобилизационный ресурс, как сейчас принято считать, а инструмент для оптимизации боевых возможностей. Такое распределение ролей критически важно, поскольку оно позволяет освободить от рутинных задач наиболее боеспособные и подготовленные кадры.

Впрочем, сменить статус мобилизованному всё-таки можно. В Тульской области в рамках эксперимента министерство обороны предложило мобилизованным подписать контракт с подъемными 2,5 млн рублей. Сроки открытые, но хотя бы они теперь уравнены с контрактниками.