Dark Mode Light Mode

Реестр вместо хаоса: Россия с 2027 года перевернет миграционную политику

Реестр вместо хаоса: Россия с 2027 года перевернет миграционную политику

Что будет, если полностью убрать с улиц посредников, предлагающих «легализацию» за пару часов, а вместо тысяч мигрантов, бесцельно бродящих в поисках заработка, приглашать в страну конкретных людей на конкретные рабочие места? Российские власти утверждают: на этот вопрос дан ответ. Уже в 2027 году страна запускает эксперимент по целевому набору иностранных работников, который в корне изменит привычную картину.

Инициатива, о которой сообщила газета «Коммерсант», предполагает переход на реестровую модель организованного набора. Это не просто еще одно нововведение в миграционном законодательстве — это смена самой парадигмы. Вместо системы, где иностранец сначала получает разрешительные документы и лишь потом ищет работу, будет создан механизм предварительного отбора. Граждане других стран, прошедшие все необходимые проверки у себя на родине, будут приезжать в Россию напрямую к заранее известному работодателю.

Почему это называют самым масштабным изменением в миграционной политике за последние годы? И как новая система повлияет на экономику, бизнес и самих мигрантов?

От слов к делу: дорожная карта реформы

Власти подходят к внедрению новой системы с характерной методичностью. Разработан четкий график, который делит подготовку на два ключевых этапа.

Первый — законодательный. До 1 мая 2026 года четыре ведомства — МВД, Минтруд, ФСБ и ФНС — должны подготовить проект федерального закона. Именно этот документ установит правовые основы и принципы организации целевого набора, определит права и обязанности всех участников процесса.

Второй этап — цифровой. На него отведено больше времени: до 1 декабря 2026 года. МВД совместно с Минцифры обязаны запустить специальную информационную систему для целевого набора мигрантов и разработать мобильное приложение для самих иностранных работников. Это краеугольный камень всей реформы, ее технологическое ядро.

Запрос экономики: кого и сколько нужно России?

Любая миграционная система бессмысленна, если она не отвечает реальным потребностям экономики. Осознавая это, власти поручили группе ведомств — МВД, Минтруду, Минцифры, Росстату и Роструду — разработать специальную методику опроса работодателей, которые привлекают мигрантов.

Цель этого масштабного исследования — получить объективную картину потребностей российского рынка труда в иностранной рабочей силе. До 1 июля 2026 года методика должна быть готова. Последующие опросы позволят определить, какие именно отрасли испытывают наибольший дефицит кадров, какие профессии являются приоритетными для привлечения мигрантов и в каком количестве требуется рабочая сила.

Такой подход позволяет перейти от реактивного управления миграционными потоками к проактивному. Вместо того чтобы пытаться регулировать уже сложившийся стихийный поток, государство будет заранее формировать его, исходя из четких экономических показателей.

Политический контекст: почему именно сейчас?

Анонс реформы прозвучал на высшем уровне. 27 ноября президент России Владимир Путин четко обозначил необходимость изменений, заявив, что нужно менять подход к миграционной политике, чтобы «тема мигрантов не вызывала раздражения у граждан России».

Приезжающие в РФ должны быть готовы к жизни в российской среде и пользоваться социальными гарантиями, — подчеркнул президент.

Эта фраза раскрывает суть предстоящих преобразований. Речь идет не только об экономической эффективности, но и о социальной интеграции, о снижении напряженности в обществе. Новая система призвана обеспечить не просто контролируемую, но и более качественную миграцию.

Как это работает: реестровая модель изнутри

Ключевое отличие новой системы от действующей — в последовательности действий и распределении ответственности.

Сейчас мигрант сначала получает разрешительные документы (патент, разрешение на работу), затем приезжает в Россию и лишь потом начинает искать работодателя. Этот период между приездом и трудоустройством — самый проблемный. Он создает почву для нелегальной занятости, эксплуатации и социальной напряженности.

После 2027 года схема кардинально меняется. Работодатель заранее подает заявку на привлечение конкретного специалиста. Иностранный гражданин проходит все необходимые проверки и процедуры (включая, вероятно, медицинское освидетельствование и проверку на благонадежность) еще в стране исхода. Только после этого он вносится в реестр и получает право на въезд, но не «в никуда», а к конкретному нанимателю.

Такой подход позволяет контролировать и квалификацию прибывающих мигрантов, и их количество, и сферу будущей занятости. Это системное решение, которое должно одновременно решить несколько проблем: сократить нелегальную занятость, повысить качество трудовых ресурсов и снизить социальную напряженность.

Международный опыт: уроки Канады и Европы

Россия не первая страна, которая идет по пути организации целевого привлечения иностранной рабочей силы. Аналогичные системы успешно действуют в ряде государств.

Наиболее показателен пример Канады с ее системой Express Entry — электронной системой отбора кандидатов на постоянное жительство для работы по востребованным профессиям. Кандидаты подают профиль, после чего лучшие из них получают приглашение подать заявление на иммиграцию. Система оценивает кандидатов по комплексной системе баллов (Comprehensive Ranking System, CRS), учитывая возраст, образование, знание языков, опыт работы и другие факторы .

Канадская система, в частности, начисляет баллы за возраст (максимум 110 баллов для кандидатов без супруга в возрасте 20-29 лет), образование (до 150 баллов за докторскую степень) и знание официальных языков (до 136 баллов за первый язык на уровне CLB 10 и выше) . При этом провинциальная номинация может принести кандидату дополнительные 600 баллов, что фактически гарантирует получение приглашения .

Великобритания также использует балльную систему для рабочих виз, где для получения визы типа Skilled Worker нужно набрать минимум 70 баллов — 50 обязательных и 20 дополнительных . Обязательные баллы начисляются за приглашение от лицензированного работодателя, профессию из утвержденного списка и знание английского на уровне не ниже B1.

Однако российская модель имеет важное отличие. Если в Канаде и Великобритании система в значительной степени ориентирована на высококвалифицированных специалистов и постоянную иммиграцию, то российский эксперимент, судя по всему, будет сфокусирован на организации временной трудовой-миграции для заполнения вакансий в тех секторах экономики, где наблюдается острый дефицит кадров.

Что ждет бизнес и мигрантов?

Для российских работодателей новая система означает как новые возможности, так и новую ответственность. С одной стороны, упростится процесс легального привлечения иностранной рабочей силы, исчезнет серая зона с неофициальным трудоустройством. С другой — возрастут требования к самим работодателям: им придется заранее планировать свою потребность в кадрах, обосновывать ее и участвовать в организованном отборе.

Для самих мигрантов реестровая модель может стать гарантией защиты их прав. Прибывая к конкретному работодателю, они избегают периода неопределенности и уязвимости, когда легко стать жертвой недобросовестных посредников. Кроме того, как отметил президент, такая система должна обеспечить доступ мигрантов к социальным гарантиям.

Вопросы без ответов

Несмотря на продуманный план реализации, у экспертов и общественности остается много вопросов к новой системе. Как будет организован отбор в странах исхода? Кто будет проводить проверки и по каким критериям? Как будет работать мобильное приложение для мигрантов и какую функциональность оно будет включать? Сможет ли новая система эффективно бороться с коррупционными рисками?

Ответы на эти вопросы появятся по мере разработки конкретных нормативных актов и создания информационной системы. Но уже сейчас ясно: если эксперимент 2027 года окажется успешным, Россия получит принципиально новый инструмент управления миграционными процессами — более современный, контролируемый и предсказуемый.

Окончательный успех реформы будет зависеть от того, насколько точно удастся синхронизировать потребности экономики с возможностями государственного управления, а технологические решения — с человеческими судьбами. Ведь за сухим термином «реестровая модель» стоят сотни тысяч людей, которые ищут возможность для достойной жизни и работы.