Обход вето: как ЕС пытается навсегда заблокировать российские активы без единогласия
Европейский Союз стоит на пороге беспрецедентного шага, способного навсегда изменить правила игры в сфере международных санкций. Обсуждается механизм, который позволит бессрочно заблокировать российские суверенные активы, замороженные после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Главное — для этого может не потребоваться единогласного одобрения всех 27 государств-членов. Этот план, как пишет Financial Times, основан на обнаруженной в договорах ЕС статье, позволяющей принимать меры в условиях серьезных экономических потрясений без достижения консенсуса. Ранее любая страна могла сорвать продление санкций, обновляемых каждые полгода, но теперь этот принцип подвергается радикальному пересмотру.
На кону — огромная сумма. По оценкам Европейской комиссии, в Европе заморожено активов России на сумму около 210 миллиардов евро. Подавляющая часть этих средств, порядка 193 миллиардов евро, хранится в бельгийском клиринговом центре Euroclear. До сих пор эти средства были фактически заморожены во времени: они недоступны для Москвы, но и Евросоюз не мог распорядиться ими по своему усмотрению. Ситуация изменилась: теперь эти деньги рассматриваются как потенциальный финансовый ресурс для поддержки Украины, оказавшейся в отчаянном положении. Международный валютный фонд оценивает потребности Украины на 2026-2027 годы в 135 миллиардов евро.
«Брюссель нашел статью в договорах ЕС, которая гласит, что в условиях серьезных экономических потрясений ему разрешено принимать меры без достижения единогласия», — передает РИА Новости, ссылаясь на публикацию Financial Times.
Политический смысл предлагаемых изменений трудно переоценить. В прошлом году Венгрия систематически блокировала различные инициативы ЕС по поддержке Украины. Правительство Словакии также начало занимать более жесткую позицию, а приход к власти нового националистического лидера в Чехии может создать дополнительные сложности. В такой обстановке механизм принятия решений квалифицированным большинством голосов, то есть примерно двумя третями стран, выглядит для большинства членов ЕС гораздо более предпочтительным, чем правило единогласия, которое позволяет одному государству наложить вето. Это ключевой момент, который может изменить всю динамику внутри Союза.
Конкретный механизм использования активов получил название «репарационный кредит». Этот план был представлен председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Согласно ему, Евросоюз покроет две трети потребностей Украины в 2026 и 2027 годах, выделив в общей сложности 90 миллиардов евро. План предполагает, что средства не будут конфискованы окончательно, что позволяет Еврокомиссии настаивать на том, что речи о «краже», в которой обвиняет Москва, не идет. Вместо этого часть денежных средств, накопленных в Euroclear в результате санкций, будет переведена в специальный долговой инструмент ЕС.
«В предложении, которое Европейская Комиссия внесла… есть положение о том, что финансирование, связанное с российскими иммобилизованными активами, будет использовано для внесения средств в фонд, который в конце концов выплатит репарации народу Украины», — заявил еврокомиссар по вопросам юстиции Майкл Макграт 9 декабря.
Логика этой сложной финансовой цепочки такова: Украина получит кредит от ЕС. Возвращать эти деньги Киев будет только после того, как санкции против России будут сняты и Москва согласится выплатить репарации за причиненный ущерб. Таким образом, Украина использует средства для восстановления, Россия в далекой перспективе выплачивает репарации, эти деньги идут на погашение кредита ЕС, который, в свою очередь, возвращает средства в Euroclear, а тот завершает круг, возвращая их российскому Центробанку. На практике, как отмечают многие обозреватели, мало кто верит, что Владимир Путин когда-либо согласится на выплату таких репараций, что делает возврат средств делом гипотетического будущего.
Инициатива пользуется активной поддержкой группы стран-единомышленниц. Премьер-министры Эстонии, Финляндии, Ирландии, Латвии, Польши и Швеции, а также президент Литвы направили совместное письмо руководству ЕС, призывая активнее продвигать план с репарационным кредитом. Они считают его не только финансово осуществимым, но и политически реалистичным, а также подчеркивают, что он закрепляет принцип права Украины на компенсацию ущерба.
Однако на пути этого амбициозного плана стоит серьезное препятствие — Бельгия. Именно на территории этой страны, в депозитарии Euroclear, сосредоточена львиная доля замороженных активов. Бельгийское правительство, несмотря на свою твердую поддержку Украины, выражает глубокую озабоченность. Оно опасается масштабных экономических, финансовых и юридических рисков. Главный страх заключается в том, что подобные действия подорвут доверие к Euroclear как к глобальному финансовому институту. Бельгийцы убеждены, что, несмотря на все юридические оговорки, инвесторы по всему миру воспримут эту схему как конфискацию доверенных активов, что может иметь долгосрочные негативные последствия для финансовой стабильности страны и всего ЕС.
«Мы не стремимся противостоять нашим партнерам или Украине. Мы просто стремимся избежать потенциально катастрофических последствий для государства-члена, от которого требуют проявить солидарность, не предлагая ему такой же солидарности взамен», — заявил министр иностранных дел Бельгии Максим Прево.
Для успокоения Бельгии в план были заложены гарантии. Риски должны быть разделены между партнерами. Германия уже дала сигнал, что готова выступить главным гарантом возможного кредита, взяв на себя обязательства на сумму более 50 миллиардов евро. Предполагается, что Франция и Италия также предоставят гарантии на 34 и 25 миллиардов евро соответственно. Канцлер Германии Фридрих Мерц прямо призвал страны ЕС поддержать предложение, разделив все риски и юридически закрепив обязательства. Он назвал это недвусмысленным сигналом Москве, которая, по его словам, готовится к военному конфликту с Западом.
Позиция России однозначна и резка. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал сложившуюся вокруг активов ситуацию уникальной и отметил серьезные разногласия по этому вопросу внутри западных стран. Москва последовательно называет любые планы по использованию замороженных средств «кражей». Глава Euroclear Валери Урбен также не исключила, что компания может обратиться в суд, если ЕС обяжет ее передать российские активы. Это создает перспективу многолетних юридических баталий.
Европейский центральный банк предупреждает о более широком риске: если Европа покажется готовой «присвоить» деньги других стран, это может подорвать доверие к евро как к мировой резервной валюте. Некоторые государства-члены также опасаются ответных мер со стороны России, будь то через судебные иски или иные, более скрытые способы.
Альтернативой использованию активов является так называемый «План Б» — заимствование необходимых средств на финансовых рынках по аналогии с тем, как это делалось для восстановления экономик после пандемии коронавируса. Однако у этого варианта есть критический недостаток: для его реализации требуется единогласное одобрение всех членов ЕС, что в текущих политических условиях кажется маловероятным. Таким образом, давление в пользу первого варианта, с использованием российских активов и решением большинства голосов, только возрастает.
Европейские лидеры обязались финансировать экономические и военные потребности Украины в течение следующих двух лет. Саммит ЕС, запланированный на 18 декабря, должен стать решающим моментом для принятия этого исторического выбора. Председатель Европейского совета Антониу Кошта настаивал, чтобы лидеры не покидали штаб-квартиру в Брюсселе до тех пор, пока не будет достигнуто решение.
В конечном счете, речь идет не только о деньгах для Украины, но и о будущем европейского единства и правовых нормах в мировой финансовой системе. Решение использовать замороженные суверенные активы воюющей стороны в качестве обеспечения для кредитов создаст беспрецедентный прецедент. Возможность обойти право вето отдельных стран с помощью статьи договора о «серьезных экономических потрясениях» знаменует собой сдвиг в процедурах принятия решений в ЕС в условиях кризиса. Итог декабрьского саммита покажет, готов ли Европейский Союз переступить через эти правовые и политические границы.
