Россияне не могут оплачивать коммуналку и повышенные с 1 декабря тарифы ЖКХ. Какой нашли выход с субсидиями?

249 views

Комиссия по ЖКХ сделала вывод: «Если треть населения не может платить, тарифы повышать нельзя…»

Совсем еще не много времени прошло с того момента, когда в последний раз повышали тарифы ЖКХ…

Напомним нашим читателям, что индексация тарифов ЖКХ и стоимости коммунальных услуг с 1 декабря 2022 года увеличились примерно на 10% — все зависит от региона.

Уже скоро нам будут приходить квитанции и обновляться платежки за декабрь месяц.

Вот тогда мы и сможем сказать, что, где и на сколько повысилось конкретно.

Предварительно так:

А как будет у каждого лично — через пару — тройку дней посмотрим…

Но материал этой статьи о другом…

Есть такая комиссия при Минстрое — комиссия по ЖКХ Общественного совета.

Так вот эта комиссия предложила, буквально, следующее:

1) При повышении тарифов на коммунальные услуги следует учитывать платежеспособность населения.

2) Если регион установил такие коммунальные тарифы, которые не в состоянии оплатить 30 и более процентов населения, значит, в субъекте что-то не то с тарифами.

3) Если треть населения не может платить, тарифы повышать нельзя.

4) Предоставлять субсидии.

Но для каждого конкретного домохозяйства.

В целом, предложение сформулировано так:

Если население не способно оплачивать увеличенные тарифы, то компенсировать эти средства для ресурсоснабжающих организаций нужно из федерального бюджета.

Россияне не могут оплачивать коммуналку и повышенные с 1 декабря тарифы ЖКХ. Какой нашли выход с субсидиями?

Если население не способно оплачивать увеличенные тарифы, то компенсировать эти средства для ресурсоснабжающих организаций нужно из федерального бюджета.

Суть такова, что каждой семье должно хватать денег на коммуналку и «нормально питаться». Ну не нормально, а по стоимости потребительской корзины.

Официальной.

Напомним нашим читателям, что сейчас задолженность оплаты коммунальных услуг составляет уже триллион рублей.

Ну не могут люди платить. Или не платят из принципа.

Для учета платежеспособности населения при установке тарифов можно использовать данные о стоимости потребительской корзины, об уровне средней зарплаты — такая статистика есть для каждого региона, сказали в комиссии .

— По данным Росстата, за чертой бедности живут 20 млн человек, а субсидии по ЖКХ получают всего лишь 4 млн человек. Нужно выработать новую методологию, которая позволит охватить адресными мерами поддержки кратно большее количество людей, — уверены в комиссии.

Вообще, конечно, интересно…

Как это так 20 000 000 человек за чертой бедности, а субсидии по ЖКХ получают всего 4 000 000 человек.

И не факт, что все они «из бедных»…

Комиссия по ЖКХ Общественного совета предложила учитывать платежеспособность населения при повышении тарифов на коммунальные услуги. В настоящее время при изменении тарифов в расчет берется только инфляция.

— Если регион установил такие коммунальные тарифы, которые не в состоянии оплатить 30 и более процентов населения, значит, в субъекте что-то не то с тарифами, — приводят слова руководителя комиссии.

Если население не способно оплачивать увеличенные тарифы, то компенсировать эти средства для ресурсоснабжающих организаций нужно из федерального бюджета. При этом властям тех регионов, в которых большая часть людей не может оплачивать выросшую коммуналку, необходимо создавать экономические условия для роста благосостояния жителей.

По словам эксперта «Народного фронта», если россияне не могут оплачивать тарифы по ЖКУ, то на помощь должно прийти государство.

Тарифы на коммунальные услуги в России предложили повышать с учетом платежеспособности граждан. Такую идею представил Общественный совет при Минстрое.

Сегодня чувствительная для людей плата за ЖКУ — одна из причин накопления долгов в этой сфере, считают специалисты.

Поэтому, формируя тарифы, следует оценивать доступность услуг ЖКУ, чтобы как можно больше граждан смогли оплачивать квитанции, а остальные получали бы адресные субсидии. Если треть населения региона не способна оплатить счета, поднимать расценки нельзя, говорят эксперты.

Как восполнять возникающую в результате нехватку средств?

Учет по правилам

При повышении тарифов на коммунальные услуги следует учитывать платежеспособность населения. Такую инициативу Минстрою представила комиссия по ЖКХ Общественного совета при ведомстве. Сегодня при индексации тарифов учитывается только инфляция. Оценивать доступность тарифов необходимо, чтобы оплачивать квитанции могло большинство людей, а остальные получали бы адресные субсидии, сказала «Известиям» руководитель комиссии Ирина Булгакова.

— Мы предлагаем при изменении тарифов проводить анализ, какими они должны быть на конкретной территории с учетом платежеспособного спроса населения, — сказала Ирина Булгакова.

С помощью существующих методик можно рассчитать, сколько в процентах составят платежи от общих доходов и общих расходов населения, сколько граждан в регионе будет в состоянии без ущерба для нормальной жизни платить по счетам, а скольким может не хватить денег на основные продукты, рассказала Ирина Булгакова.

— Если регион установил такие коммунальные тарифы, которые не в состоянии оплатить 30 и более процентов населения, значит, в субъекте что-то не то с тарифами, — сказала она.

Если треть населения не может платить, тарифы повышать нельзя, добавила она. И тогда компенсировать нехватку средств ресурсоснабжающим организациям необходимо из федерального бюджета в виде субвенций (межбюджетных трансфертов), подчеркнула Ирина Булгакова.

А региону нужно искать способы для создания экономических условий для роста благосостояния людей, добавила она.

В Минстрое напомнили, что рост тарифов на коммунальные услуги в РФ ограничен предельным индексом, который с 1 декабря 2022 года составляет 9%.

Фактический индекс складывается ещё ниже (по данным Росстата, 6,5% — 7,87%), добавили в ведомстве.

В министерстве также напомнили, что действует широкий набор мер поддержки по оплате коммунальных услуг на федеральном и на региональном уровнях. Например, компенсации расходов на оплату предоставляются отдельным категориям граждан (пенсионеры, ветераны боевых действий, многодетные семьи и т. д.).

Также помощь предоставляется людям, расходы которых на коммуналку превышают их максимально допустимую долю (в среднем по стране это 22% общего семейного бюджета).

Сегодня неподъемная для людей плата за ЖКУ — это одна из причин накопления долгов в этой сфере, отметил эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. Если люди не тянут плату, значит, нужна помощь государства, считает он.

Долги граждан России за жилищно-коммунальные услуги по итогам I квартала 2022 года составили 804,5 млрд рублей.

Это новый рекорд — за год они выросли на 7,6%, или на 56,6 млрд рублей. Перед ресурсоснабжающими организациями задолженность выросла на 11%, перед УК — на 3%. Отраслевые эксперты связывают увеличение темпов роста долгов в том числе со снижением доходов граждан.

— Необходимость поддержки категорий граждан с низкими доходами при оплате ЖКХ назревала давно. Речь идет о тех, кто не получает субсидии, но тратит существенную часть своих доходов на коммуналку. Поэтому действительно при установлении тарифов важно учитывать это, — сказал Павел Склянчук.

По мнению члена комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александра Якубовского, это хорошая идея, особенно если учитывать, что последние годы доходы населения не растут.

— Но для реализации такой инициативы нужно искать дополнительные источники финансирования. Отсутствие какой-либо индексации в конечном итоге поставит под вопрос программу модернизации системы ЖКХ, которая ей жизненно необходима, — сказал депутат.

Расчетный метод

Для учета платежеспособности населения при установке тарифов можно использовать данные о стоимости потребительской корзины, об уровне средней зарплаты — такая статистика есть для каждого региона, сказал Павел Склянчук.

— По данным Росстата, за чертой бедности живут 20 млн человек, а субсидии по ЖКХ получают всего лишь 4 млн человек. Нужно выработать новую методологию, которая позволит охватить адресными мерами поддержки кратно большее количество людей, — уверен он.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Сусаны Киракосян, совершенствование механизма установки коммунальных тарифов — весьма сложный процесс, любая ошибка может привести к серьезным социально-экономическим последствиям. При этом важно держать баланс между экономически обоснованными тарифами и благосостоянием граждан, подчеркнула она.

— Предложенный дифференцированный подход в зависимости от региональных особенностей и платежеспособности населения является единственно приемлемым при изменении тарифа, особенно сейчас, — сказала Сусана Киракосян.

Если не учитывать платежеспособность населения, будет и дальше расти задолженность населения, не покрываемая субсидией, уверена директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

— Выпадающие доходы коммунальных предприятий и сейчас компенсируются из бюджета. Кроме того, существует ряд программ для модернизации коммунальной инфраструктуры с финансированием из федерального бюджета, — сказала она.

Учитывать разную платежеспособность людей при формировании тарифов ЖКУ бесперспективно, но они должны формироваться с учетом того, сколько требуется денег на содержание того или иного имущества, полагает создатель инвестиционной компании Klopenko Group Егор Клопенко.

По его мнению, более справедливо было бы привязать тарифы к стоимости жилья — по группам, чтобы люди, которые живут в элитных квартирах, платили больше, чем те, кто в хрущевках. Регионы и даже населенные пункты с разными доходами должны также иметь разные тарифы. Внутри же тарифа разная платежеспособность населения должна корректироваться субсидированием, считает эксперт.