Dark Mode Light Mode

Такси в регионах под угрозой: Почему операторы массово покидают рынок

Такси в регионах под угрозой: Почему операторы массово покидают рынок

Российский рынок такси столкнулся с глубоким кризисом, угрожающим сокращением числа перевозчиков, особенно в регионах. По оценкам экспертов, до трети таксопарков могут прекратить работу в обозримом будущем. Автоэксперт Дмитрий Попов в интервью АБН24 назвал комплекс причин, вынуждающих операторов уходить с рынка, и это не только рост цен на топливо.

Машины чаще берутся не в кредит, а в лизинг, высокая ключевая ставка влияет и на лизинговые условия, делая их менее доступными и более затратными.

Финансовый прессинг:

1. Дорогие деньги: Высокая ключевая ставка Центробанка резко удорожила кредиты и лизинг – основные инструменты обновления автопарка. Обновление техники, критически важное для бизнеса, стало неподъемным для многих.

2. Растущие издержки: Помимо топлива, операторы сталкиваются с ростом цен на запчасти, ремонт, страховку и софт для диспетчеризации.

Регуляторное давление:

На бизнес давит не только макроэкономическая политика. Введены новые требования по локализации автомобилей, есть ограничения по цвету такси, а также повышенное внимание к соблюдению формальных требований.

3. Новые правила: Обязательная локализация автомобилей для такси (требование использовать машины российского производства или прошедшие глубокую локализацию) сужает выбор и может увеличивать затраты. Требование к специальной окраске такси (желтый цвет или шашечки) также ложится финансовым бременем.

4. Административная нагрузка: Усиление контроля за соблюдением всех формальных требований (лицензии, путевые листы, техническое состояние) увеличивает время и ресурсы на администрирование.

Ценовые войны и невозможность компенсации:

Операторы не могут адекватно перенести возросшие издержки на тарифы из-за жесткой конкуренции:

Крупные игроки с финансовым запасом могут позволить себе держать тарифы на минимуме, вытесняя более слабых конкурентов.

Мелкие таксопарки и индивидуальные предприниматели оказываются зажаты между растущими затратами и невозможностью повысить цены, рискуя потерять клиентов. Это создает порочный круг убытков.

Гибель малого бизнеса:

Особенно уязвимыми становятся самозанятые водители и индивидуальные предприниматели – у них нет ресурсов, чтобы адаптироваться к новой экономической реальности.

Эксперт подчеркивает, что новые условия фактически выдавливают с рынка именно малые формы бизнеса – самозанятых водителей и ИП, не имеющих значительных финансовых резервов. Это ведет к монополизации рынка крупными агрегаторами и парками.

Ключевая критика:

Самое обидное в том, что все происходящее никак не связано с безопасностью перевозок… А ведь именно безопасность должна быть в центре транспортной политики.

Попов резко критикует сложившуюся ситуацию, указывая, что основные факторы кризиса – высокая ставка, локализация, цветовые требования – не имеют прямого отношения к повышению безопасности пассажиров. Вместо этого потребитель получает рост цен и снижение доступности услуг при отсутствии реального улучшения качества или безопасности сервиса.

Результатом этого кризиса, по мнению эксперта, станет сокращение числа операторов, уменьшение количества машин на улицах, особенно в регионах, и дальнейший рост цен на поездки для конечных потребителей.