Российский автомобильный рынок столкнулся с беспрецедентным спадом ввоза новых легковых автомобилей. По данным агентства «Автостат», в июне 2025 года в страну было импортировано лишь 25,8 тысяч новых машин. Это катастрофически мало — на целых 63% меньше, чем за тот же месяц прошлого года, когда ввезли 69,4 тысячи автомобилей. Такой обвал ставит под вопрос стабильность предложения на рынке в ближайшей перспективе.
Особенно тяжелый удар пришелся по китайским брендам, которые в последние годы доминировали на российском рынке. Совокупный импорт автомобилей из КНР сократился на 73%. Отдельные марки оказались на грани исчезновения с российских площадок: поставки Jetour, Jaecoo и Omoda рухнули более чем на 99%. Чрезвычайно серьезное падение продемонстрировали и другие ключевые игроки: Chery (-97%) и Exeed (-83%). Практически все остальные китайские производители также показали значительную отрицательную динамику, хотя и не столь драматичную.
Даже лидеры среди китайских марок не смогли избежать резкого сокращения. Changan и Geely, остающиеся наиболее заметными поставщиками из Китая, сократили объемы ввоза более чем на треть. Это свидетельствует о системных проблемах с поставками, а не о локальных сложностях отдельных брендов.
Сергей Целиков, директор агентства «Автостат»: «Июньский импорт новых легковых автомобилей составил всего 25,8 тысяч единиц, что на 63% ниже показателя июня 2024 года»
Парадоксально, но на фоне обвального падения китайского импорта отмечен заметный рост поставок автомобилей европейских, японских и корейских марок, хотя и с очень низкой базы. В первую пятерку по количеству ввезенных в июне машин вошли:
Toyota — рост на 126% (1 870 шт.)
BMW — рост на 118% (1 000 шт.)
Kia — рост на 41% (874 шт.)
Аналитики связывают этот рост не с возвращением официальных дистрибьюторов, а с активизацией так называемых «альтернативных» или «серых» каналов поставок. По оценкам, на такие схемы, работающие вне прямых контрактов с заводами-изготовителями, пришлось 36% всего июньского импорта. За первые шесть месяцев 2025 года их доля составила около 30%, что указывает на растущую зависимость рынка от подобных механизмов.
Ситуацию с общим предложением на рынке пока спасают значительные запасы у дилеров. По данным за первое полугодие 2025 года, в России было продано около 530 тысяч новых легковых автомобилей. Примечательно, что 68,3% из них (примерно 363 тысячи единиц) — это автомобили, выпущенные еще в 2024 году. Остальные продажи пришлись на модели 2023 года выпуска и более ранние.
«Эксперты считают, что у дилеров ещё достаточно запасов для удовлетворения спроса в ближайшие месяцы,» — отмечается в исследовании.
Однако вопрос о том, как рынок будет обеспечен машинами в конце года и далее, остается открытым на фоне продолжающегося обвала официального импорта.