На Иркутском авиационном заводе завершен ключевой этап в истории отечественного авиастроения – собрана первая полностью импортозамещенная версия среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Машина с заводским номером 0013 (бортовой номер 73057), ставшая финальным прототипом в серии опытных образцов, знаменует собой технологический прорыв. Сейчас борт проходит приемно-сдаточные испытания, после чего отправится на летно-испытательную станцию для завершающих заводских доводочных мероприятий. Первый полет лайнера, оснащенного исключительно российскими компонентами, ожидается уже в августе текущего года.
Главной особенностью этого экземпляра МС-21 является полный отказ от иностранных комплектующих. Все ранее поставлявшиеся западные системы и агрегаты заменены на разработанные и произведенные в России аналоги. Сердцем самолета стали отечественные двигатели ПД-14. Помимо силовой установки, замене подверглись критически важные системы: шасси, колеса, шины, системы энергоснабжения и управления, датчики уровня топлива. Значительные изменения коснулись и интерьера салона, который теперь также создан с использованием российских материалов и технологий.
«Отдельно отмечается внедрение отечественного стендового оборудования для тестирования гидросистем, чего ранее в программе не применялось», – подчеркивается в сообщении о завершении сборки.
Этот шаг свидетельствует о создании не только самого самолета, но и полного цикла необходимого для его производства и обслуживания наземного оборудования.
Путь к серийным поставкам уже намечен. Согласно планам, коммерческие поставки МС-21 с локализованной компонентной базой должны стартовать в четвертом квартале 2026 года. Первым эксплуатантом новых лайнеров станет национальный перевозчик «Аэрофлот», который в рамках своего флотного обновления должен получить 200 таких машин к 2033 году. Интерес других российских авиакомпаний также велик: совокупный портфель твердых заказов на МС-21 с российской начинкой уже превышает 270 бортов.
Завершение сборки первого полностью импортозамещенного МС-21 и подготовка к его первому полету – это не просто технологическая веха. Это демонстрация способности российской авиационной промышленности создавать конкурентоспособные пассажирские самолеты полного цикла производства, от двигателя до интерьера, в условиях перестройки глобальных цепочек поставок. Успешные испытания этого прототипа станут основой для будущего массового производства, призванного обновить парк российских авиакомпаний.