...
Dark Mode Light Mode

Все решится на Аляске: В книгах легендарного геополитика нашли пророчество

Все решится на Аляске: В книгах легендарного геополитика нашли пророчество

Судьбоносная встреча Трампа и Путина определит направление мировой политики, пишет The American Conservative. Россия, обладающая ключевыми ресурсами и геополитическим весом на международной арене, способна кардинально изменить внешнеполитическую стратегию США.

Внедрение России в будущий мировой порядок будет иметь решающее значение для продвижения американских интересов.

В преддверии давно назревших переговоров с Россией о судьбе Украины для администрации Трампа важно верно оценить, чтó поставлено на карту. Речь идет не только о прекращении самой бессмысленной опосредованной войны, в которую США втянулись со времен Ирака. На кону восстановление великодержавных отношений с ядерной и богатой ресурсами Россией.

Более века назад британский геополитик сэр Хэлфорд Маккиндер назвал Россию «географической осью», вокруг которой вращается весь Мировой остров (самая густонаселенная непрерывная территория в мире, охватывающая Европу, Азию и Африку).

По Маккиндеру залогом могущества России служит то обстоятельство, что она, по сути, не имеет выхода к морю. Он считал Россию «Хартлендом» или «сердцевинной землей» Евразии. Поскольку глубинная Евразия практически недоступна для морских держав, таких как Британская империя времен самого Маккиндера или США сегодня, Маккиндер предполагал, что именно Россия владеет ключом к мировому господству. Теория Маккиндера возникла в эпоху массового строительства железных дорог и воспринималась как констатация решительного перехода от морских держав к сухопутным — под стать России.

В современном мире сухопутные торговые пути через Евразию вновь становятся ключевым звеном, на котором сосредоточили свое внимание все великие державы. Это снова придает теории Маккиндера актуальности. Ее главный постулат формулирется так: «Кто контролирует Восточную Европу, тот командует Хартлендом; Кто контролирует Хартленд, тот командует Мировым островом; Кто контролирует Мировой остров, тот командует всем миром».

Хартленд — то есть Россия — ключ к геополитике Мирового острова. Сегодня на Мировом острове и вокруг него сосредоточено большинство внешнеполитических интересов Америки. И во всех тяготах внешней политики США именно Россия играет ключевую роль.

Хотя пресловутый «Пузырь» — бессменная неоконсервативно-неолиберальная клика у руля страны — видит решение в дальнейшей изоляции и сдерживании России (вплоть до развязывания опосредованной войны — в частности, руками Украины), эта политика провальная. И провал этой политики очевиден практически всем, кроме самого «Пузыря».

Нужно стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке? В этом США поможет Россия. Хотите улучшить отношения с Индией? Россия выступит идеальным посредником. Нужны доступные и огромные объемы энергии и редкоземельных металлов? У России есть и они. Беспокоитесь о ядерной угрозе со стороны КНДР? У России есть рычаги воздействия и в этом вопросе.

И тут мы подходим, пожалуй, к главному вопросу: Вашингтон намерен сдержать, на первый взгляд, неумолимый рост Китая. И знаете что? Пожалуй, важнейший игрок в этой партии — опять же Россия.

Но «Пузырь» сделал всё возможное, чтобы оттолкнуть и разозлить русских своими нападками. В течение 30 лет он последовательно игнорировал один из основополагающих постулатов современной геополитической теории, слепо служа незрелой идеологеме, будто бы Россия представляет собой экзистенциальную угрозу правам человека и демократии.

Разумеется, о ширящемся списке нарушений прав человека и недемократических режимов, которые сам «Пузырь» совершает и поддерживает по всему миру на протяжении последних 30 лет, при этом умалчивается.

По данным Геологической службы США, запасы редкоземельных металлов в России оцениваются в 3,8 миллиона тонн. Иными словами, по этому показателю Россия занимает пятое место в мире, хотя и отстает от Китая с его 44 миллионами тонн.

Однако если эти запасы освоить и продать на мировом рынке, Россия стала бы ключевым экономическим партнером США и Запада. Сами США обладают залежами редкоземельных металлов примерно в 3,6 миллиона тонн, хотя недавние исследования показали, что из американского угольного шлака можно извлечь еще миллионы тонн. В сочетании с добычей в дружественных странах, таких как Япония и Австралия, это позволило бы США со временем побороть свою зависимость от китайских редкоземельных металлов.

Китай доселе успешно срывал дальнейшие шаги администрации Трампа в торговой войне именно благодаря жесткому контролю на мировом рынке редкоземельных металлов. Подключение российских источников поможет снизить зависимость Америки от китайского сырья.

После урегулирования конфликта на Украине США и Россия смогут сотрудничать не только в разработке редкоземельных металлов. Администрация Трампа успешно выступила посредником в мирном соглашении между Азербайджаном и Арменией. Это лишь первый шаг к созданию так называемого Зангезурского коридора для транспортировки энергоносителей и товаров из Восточной Евразии в Западную под контролем США, Турции и Израиля в обход территории Ирана. Это нанесет ущерб экономике Ирана и ослабит позиции Китая в евразийской торговле.

Однако неучтенным фактором остается Россия. Разумным решением администрации Трампа после потенциального мирного соглашения по Украине было бы предоставить России «долю» в Зангезурском коридоре. Это вырвало бы Россию из китайского лагеря и приблизило бы к лагерю под началом США.

Тем временем на раздираемом войной Ближнем Востоке Россия могла бы помочь американцам установить хотя бы видимость мира и равновесия. Благодаря российскому влиянию на страны вроде того же Ирана Вашингтон и Москва могли бы координировать действия своих региональных партнеров и создать новую, более мирную расстановку сил на Ближнем Востоке, которая положит конец застарелой напряженности и позволит США сосредоточиться на более важных стратегических областях. В конце концов, у Вашингтона и Москвы есть общий враг в лице исламского терроризма.

Что же касается усиления китайского влияния, главной геополитической проблемы США, то Россия — необходимый элемент успешной стратегии сдерживания. Мысль, что Россия хочет навеки стать союзницей Китая, смехотворна. Москве нужна поддержка Китая, поскольку их сблизил конфликт на Украине.

Но Путин хорошо знает историю. Он понимает, что над Дальним Востоком, одним из самых малонаселенных, но богатых ресурсами регионов страны, нависла постоянная угроза китайской аннексии. Путин не желает стать ее свидетелем.

Прекращение опосредованной войны на Украине, признание за Россией статуса надежного торгового партнера и работа по укреплению двусторонних отношений могут стать ключом к сдерживанию роста Китая. В конце концов, как крупная держава с общей сухопутной границей и долгой историей взаимоотношений, в которой вражда преобладала над дружбой, Россия подвергается бóльшей угрозе от роста Китая, чем США, которые находятся на другом континенте через целый океан.

Однако если администрации Трампа не удастся заключить мирное соглашение с Россией по Украине, ни одна из этих возможностей для мира и процветания так и не воплотится в жизнь. Вместо этого российско-американские отношения грозят скатиться в «холодный мир», от которого нас предостерегал Борис Ельцин еще в 1994 году.

Или, что еще страшнее, последняя возможность избежать мировой войны из-за Украины будет упущена, и две ядерные державы, США и Россия, втянутся в кошмарное противостояние в Европе. Именно эти ставки (и возможности) следует учитывать администрации Трампа, встречая русских на Аляске. Упустив мир, США и Россия прозевают величайшую дипломатическую возможность со времен окончания холодной войны, когда будущее казалось таким светлым, но вскоре обернулось столь ужасающим мраком.

Брэндон Вайхерт