Dark Mode Light Mode

Рекорд в образовании: сургутская школа набрала 31 первый класс с уникальной системой обозначений

Рекорд в образовании: сургутская школа набрала 31 первый класс с уникальной системой обозначений

Для их обозначения использовали не только буквы, но и цифры

В начале нового учебного года школа №9 города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа установила беспрецедентный рекорд по количеству первых классов в России. Образовательное учреждение, уже являющееся самым крупным в нефтяной столице региона, сформировало 31 первый класс, в которые пришли 825 юных учеников. Такой показатель стал возможен благодаря сложной демографической ситуации в быстрорастущем регионе и миграционным процессам, связанным с развитием нефтедобывающей отрасли.

Педагогический коллектив школы столкнулся с необычной проблемой — нехваткой букв русского алфавита для обозначения такого количества параллельных классов. Как пояснила директор образовательного учреждения Елена Дорохина, традиционный подход с использованием тридцати трех букв алфавита оказался недостаточным. «Мы понимаем, что букв алфавита не будет хватать, потому что у нас и 2-х классов 32, и 3-х 30, 4-х — 30, в следующем году 5-х будет больше 30 классов».

Решили, что в четвёртом корпусе мы будем начинать алфавит заново, но добавлять цифру 4. Например, 1«А4», 1«Б4», но на букве «Ц» мы остановились

Особенностью новой системы обозначений стало сознательное исключение шипящих звуков из наименований классов. Такое решение было принято для того, чтобы детям младшего школьного возраста было проще произносить названия своих классов. Вместо этого было решено использовать комбинации букв и цифр, указывающих на номер корпуса, в котором занимается конкретный класс. Этот инновационный подход позволил избежать путаницы и создать комфортные условия для адаптации первоклассников.

Масштабы школы №9 поражают воображение — в настоящее время в ней обучаются почти 6 тысяч детей, что составляет примерно каждого десятого школьника Сургута. Помимо рекордных 31 первых классов, в образовательном учреждении функционируют 32 вторых класса, 30 третьих и 30 четвертых классов. Для обеспечения учебного процесса в школе работают около 300 педагогов, что создает уникальную образовательную среду с особыми возможностями и вызовами.

Ситуация в Сургуте контрастирует с общероссийской демографической тенденцией. Согласно данным правительства РФ, в 2025 году за парты российских школ сели около 1,5 миллиона первоклассников, что значительно меньше показателей предыдущих лет. В 2024 году школы приняли примерно 1,8 миллиона первоклассников, а в 2023-м — около 2 миллионов. Таким образом, за два года число детей, впервые пошедших в школу, сократилось на 25%.

Этот общероссийский спад напрямую связан с глубоким демографическим кризисом. По данным Росстата, к маю 2025 года суммарный коэффициент рождаемости в России снизился до 1,376 ребенка на женщину — это самый низкий показатель с 2006 года. В 2024 году в стране появилось на свет всего 1,222 миллиона младенцев — минимум с 1999 года. Демограф Алексей Ракша охарактеризовал эту ситуацию как «антирекорд со времен XVIII–XIX веков».

Однако некоторые регионы демонстрируют противоположные тенденции. В Ростовской области, например, в новом учебном году за парты сели 42 тысячи первоклассников, а общее число школьников достигло 465 тысяч. Для решения проблемы переполненности школ в регионе открыли 11 новых образовательных учреждений почти на 10 тысяч мест. Как отметил врио губернатора региона Юрий Слюсарь: «Хорошо себя показало решение строительства «модулей», особенно для начальных классов. Это быстрое решение проблемы нехватки мест для учеников».

В Санкт-Петербурге также зафиксирован рост числа школьников — 1 сентября за парты сели 619 тысяч учащихся, что на 25 тысяч больше, чем в 2024 году. Из них 60 тысяч — первоклассники. В ответ на демографический вызов город открыл 27 новых школ и 26 детских садов, а до конца 2025 года планируется ввести еще 30 новых школ.

Возвращаясь к сургутскому рекорду, важно отметить, что это не первый случай, когда школа №9 показывает необычные результаты. Впервые такое количество первых классов здесь набрали в 2022 году. В 2023 году было 30 классов, в 2024 — 32 класса. Как пояснили в мэрии Сургута, на численность детей в школах влияют демографическая ситуация, миграция, а также строительство новостроек в определенных районах города.

Феномен школы №9 в Сургуте подчеркивает региональные различия в демографических процессах и необходимость гибкого подхода к планированию образовательной инфраструктуры. В то время как одни регионы сталкиваются с резким сокращением числа школьников, другие испытывают напряженность из-за их переизбытка. Этот дисбаланс требует дифференцированных подходов к финансированию образования, подготовке педагогических кадров и строительству новых школ.

Опыт сургутской школы показывает, что даже в условиях сложных организационных вызовов можно найти нестандартные решения, позволяющие обеспечить качественное образование для всех детей. Использование цифровых индексов в обозначении классов стало небольшим, но символическим шагом на пути адаптации образовательной системы к меняющимся демографическим реалиям современной России.